Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Юбилей живота

31.10.2013, 08:45

Игорь Свинаренко об одной из самых значимых дат в истории российского правосудия

Наш суд, как говорится (правда, жаль, в старой, неактуальной уже кинокомедии), самый гуманный в мире. Да сами посмотрите — ровно 360 лет назад Россия совершила цивилизационный рывок! А именно отменила как таковую смертную казнь. Вспомните, что творилось в то время в просвещенной цивилизованной Европе! Дюма какого-нибудь полистайте хотя бы.

Кто-то возмутится, возразит и вспомнит про Петра, который собственноручно рубил головы своим бывшим стрельцам. Еще про декабристов бы вспомнили! Не надо придираться. Государственные преступники, замахивающиеся на гаранта и его полномочия, — это же совершенно другое дело. Не говоря уж про то, что это другие эпохи. Другие ситуации.

А в указе, который был принят в 1653 году, речь шла о льготах исключительно для воров и разбойников. Не борьба за власть на жизнь и на смерть, но мирный тихий спор хозяйственных субъектов, один из которых не хочет отдавать кошелек (или нефтяную компанию), а другой решительно настаивает и возражений не терпит, подать ему все и сразу. Вместо казни — наказание (я, кстати, удивляюсь уже 10 лет, как так получилось, что главный русский преступник жив, и тихо радуюсь этому).

Юбилей указа пришелся в аккурат на день памяти жертв политических, а не каких-то иных репрессий. Одним из главных сторонников и любителей которых в России был человек, померший ровно через 300 лет после исторического указа. Бывают, да, странные скрещения…

Указ тот издал отец родной и благодетель — царь Алексей Михайлович. Это заслуга может и не меньшая, чем у царя-освободителя! Хотя, конечно, найдется достаточно желающих поспорить о том, что лучше, что дороже — жизнь или свобода. Но тем не менее. Никто не говорит, что нежизнь лучше жизни.

Вот представьте: люди уныло ждали, что их повесят, и размышляли напоследок о содеянном и упущенном, насвистывали что-то вроде «посмотри на это небо, посмотри на это море, ты видишь это все в последний раз» и через расстегнутую сорочку сверкали тяжелым нательным крестом что твой Стас Михайлов — и вдруг им внезапно выпало жить дальше. Уже бы они болтались на перекладине, а вместо этого — ну кнут, ну палец отрубят на левой всего лишь руке. И еще в Сибирь сошлют — тоже мне, ах какое страшное наказание! Вон на неделе был тоже юбилей посадки одного известного персонажа, который в Сибирь, а конкретно в Новосибирск, летал по своей воле! И там ни в чем себе не отказывал, когда еще ничто не предвещало, как говорится.

Еще про гуманность ссылки в Сибирь. Туда мечтали сбежать каторжники из Австралии. По их представлениям, если все время идти на север, то сперва будет Китай, а за ним лежит, как известно, Сибирь. Впрочем, согласно тому же указу, ссылать можно было не только в Сибирь, но и в места менее отдаленные, к примеру в Нижнее Поволжье.

Там были еще тонкости. Одна такая: казнить разрешалось рецидивистов. Не обязательно было сидельцу клеить второй срок или даже третий, ну не так грубо все-таки, речь про рецидивистов натуральных и неподдельных! К примеру, сосланного снова ловили — ну что же, в расход, сам виноват. Или такая была инновация и модернизация к юбилею указа: вместо казни отрубить ноги и руку.

Когда казнь заменяют другим каким-то наказанием — это о чем? Это о гуманизме русского народа? О необходимости разбавлять сибирских азиатов какими-никакими, а все же русскими, которые были даже круче теперешних «фашыстов» и люберов и резали «чертей нерусских» вслед за Ермаком еще азартнее? А может, это про высокую цену человеческой жизни? На первый взгляд если сейчас она в России невысока, так тогда еще дешевле была здешняя жизнь, по логике.

Да только точно ли дешевле? Православие тогда не так просто и плоско понималось широкими массами, как сейчас, люди на большем серьезе общались с высшими силами и с легкостью отдавали за идею жизнь, свою физическую жизнь, ставя душу куда выше.

Вспомните хоть Лескова, у которого очарованный странник своих детей рожденных от туземки не считал людьми, раз они не были крещены. А кто крещен, того было убить не так просто, поди еще решись! В «Мертвом доме», когда душегубы, бывало, принимались хвастать своим хладнокровным цинизмом в жанре «сколько я зарезал, сколько перерезал», зэки таких непременно осаживали и затыкали просто рты убийцам, нельзя про такое говорить легко.

Юбилей старого этого указа отмечаем мы не дежурно, не просто чтоб галочку поставить. Это неплохой повод для того, чтобы еще раз прицениться к человеческой жизни: не продешевили? Ну-ка, почем на «проклятом» Западе жизнь, какие там страховки? Какие компенсации? Есть нам чем хвастать? Какие пенсии получают семьи убитых на войне и при исполнении?

Но проще всего, конечно, бездумно кивнуть на этот русский приоритет и посмеяться над прогрессивной Америкой, которая убивает своих граждан на электрическом стуле и травит ядом из шприца, который держит в руке казенный палач.

Такое хвастовство ни к чему не обязывает и может даже развлечь, доставить приятные минуты. Но таки рано нам хвастать. Про ценность жизни наши предки, да, задумывались, но избытком гуманизма они не страдали все же. Как и мы, впрочем. Вот когда ноги рубили вместо голов, так это не от человеколюбия, а потому, что мучений человек терпел больше! И другим чтоб было страшно! Отрубленное прибивали к деревьям по обочинам дорог, вот как сейчас выставляют иногда убитые в ДТП автомобили, только то было всяко поужасней.

Эта тема мучений и ужаса по отношению не скажу к преступникам, но к отбывающим наказание никуда не ушла, она не осталась в XVII веке, про который мы ведем речь. А перешла и в космический век, и в наш теперешний. В России, по крайней мере (и добавлю справедливости ради: в некоторых африканских и азиатских странах), мучения зэкам положены, «тут вам не санаторий!».

Сегодня уже и государственные охранительные СМИ, а не только диссидентские сайты пишут про пытки в наших лагерях, про 12-часовой каторжный труд. Мучить, мстить, наказывать — это было прописано в старых уложениях, а в новых нету ничего про такое. Мы открыто, на глазах у всего мира совершаем средневековые преступления против своих граждан в XXI веке. С чем я вас и поздравляю в этот юбилейный день.