Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Откуда берутся мигранты

02.08.2013, 09:46

Семен Новопрудский о единственно правильном решении национального вопроса

Реакция на избиение оперативника уголовного розыска Антона Кудряшова на Матвеевском рынке в Москве показала, насколько власть и большинство населения не понимают, что такое миграция в Россию и откуда она взялась. В результате этого непонимания принципиально неправильно ставится сама проблема миграции.

Во-первых, даже вполне респектабельные СМИ делают упор на то, что дагестанец избил русского полицейского. Хотя для нормальной страны правильно было бы сообщить, что просто гражданский человек атаковал представителя закона при исполнении обязанностей. А для сути дела были бы важны еще и конкретные обстоятельства задержания, степень их обоснованности (эти обстоятельства, к слову, не столь однозначны, чтобы считать полицейского героем). Во-вторых, этот сюжет почему-то почти всюду проходил под сквозной рубрикой «мигранты». Между тем Магомед Расулов никакой не мигрант — он гражданин России. Более того, семья Расуловых живет в Москве 17 лет, что легко установил интернет-портал «Русская планета», когда произвел элементарное журналистское действие — поговорил и со второй стороной конфликта.

Показательная зачистка на Матвеевском рынке после избиения полицейского закончилась так, как и должна была закончиться: почти всех продавцов, задержанных во время показательного шмона, вскоре отпустили из полиции. «80% торговцев, которые были задержаны после «зачистки», имеют российское гражданство, поэтому почти все они были освобождены. К ним никаких претензий по документам не было», — рассказал директор рынка Андрей Ременник. На рынках вопреки убеждению обывателей торгуют не только «нелегальные мигранты», но и вполне законные граждане России.

Эта частная история заблуждений хорошо иллюстрирует общую картину непонимания природы миграции и способов решения проблемы мигрантов.

Вот как выглядит «болезнь» с точки зрения населения: согласно данным недавнего опроса ВЦИОМ, 35% россиян самой реальной угрозой для страны считают заселение России представителями других национальностей. Сразу возникает вопрос: «других» по отношению к какой? Россия строилась как многонациональное государство, испокон веков в ней живут представители десятков национальностей.

А вот пример заблуждений со стороны власти. Мэр Москвы Сергей Собянин в одном из недавних интервью заявил, что гастарбайтеры из Средней Азии не должны навсегда оставаться жить в российской столице. По его мнению, «если кого-то оставлять, то в первую очередь русскоязычных, с адекватной нашим традициям культурой. Людям, которые плохо говорят по-русски, у которых совершенно другая культура, лучше жить в своей стране. Поэтому мы не приветствуем их адаптацию в Москве».

Оставим за скобками очевидную для цивилизованного мира аксиому, что не мэры решают, кого и где оставлять. Человек может жить там, где хочет, если не нарушает закон. А если нарушает — он должен жить в тюрьме. Что такое «адекватная нашим традициям культура»? Есть какая-то особенная московская? Ну да, это был купеческий город, но вряд ли Собянин имел в виду классическую этику замоскворецких купцов (для понимания ее сути почитайте замечательного русского писателя Ивана Шмелева). Если Собянин говорил о культуре русской или православной, то для России никак не менее традиционна и мусульманская, которой придерживаются некоторые таджики и узбеки. В том числе и те, кто плохо говорят по-русски. Не говоря уже о татарах, башкирах и выходцах с Северного Кавказа. Они вообще полноценные граждане России, и Москва — столица их страны. Такая же, как для хантов и манси.

И уж совсем дико звучит фраза «поэтому мы не приветствуем их адаптацию в Москве». Как раз «их» адаптацию надо всячески приветствовать.

Миграция в Россию происходит не только по вульгарным экономическим причинам, хотя понятно, что едут сюда преимущественно из более бедных государств. Но прежде всего — из стран, которые были частью Российской, а потом и советской империи. Очень важно понимать, что наводнение крупных городов России и их окрестностей «российскими кавказцами», а также таджиками, узбеками, киргизами, выходцами из других бывших советских республик — неизбежная плата бывшей метрополии за империю. Такой своеобразный налог на империализм.

Россия присоединила, силой или добровольно, часть Кавказа, и теперь Москва — точно такой же дагестанский или чеченский город, как и русский. Российская империя завоевала Туркестан, советская власть воспроизвела империю — и в сознании большинства таджиков с узбеками, не говоря уже об украинцах с белорусами, Россия стала своей страной. С течением времени это ощущение уйдет. Оно уже уходит — многие молодые жители среднеазиатских государств предпочитают трудовую миграцию в Казахстан, а не в Россию. Но это «советское» ощущение общей страны еще есть.

Более того, налогом на империализм для России станет и практически неизбежная китаизация Дальнего Востока — у нашей страны просто нет людей для освоения некогда заселенных окраинных территорий.

Дагестанцы и чеченцы пока могут (и хотят) приезжать в Москву, а русских приезжать и тем более переезжать в Махачкалу или Грозный по понятным причинам как-то не тянет. Власть и общество должны осознать, что в своих нынешних границах Россия не уцелеет ни без «понаехавших» узбеков-таджиков-киргизов, ни без кавказцев, ни без китайцев.

Решение миграционной проблемы не в том, чтобы сюда ехали исключительно высококвалифицированные кадры. Это утопия — там, откуда к нам приезжают, их нет. Важнее сохранить остатки своих специалистов, чтобы именно они не разъехались из стремительно деградирующей России. Тем более глупо силой пытаться приостановить миграционные потоки, и без того существенно иссякающие. Миграция объективна, она обусловлена не только экономическими причинами, но и имперским политическим наследием.

Именно поэтому главный смысл миграционной политики для России — интеграция приехавших сюда на заработки гастарбайтеров, а также живущих здесь русских, евреев, бурятов, калмыков, представителей кавказских народов в мучительно возникающий на руинах советского народа российский народ. Причем на основе ценностей, которые еще только предстоит выработать. Духовные скрепы времен вятичей и кривичей или татаро-монгольского ига явно не подойдут.