Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Ошибка первой пуговицы

Заместитель главного редактора Газеты.Ru

Расстрел парламента из танков 3–4 октября навсегда останется страницей новой российской истории с полярными оценками. Указ Бориса Ельцина № 1400 был, конечно, неконституционен, последовавшие за этим акты гражданской войны с той и другой стороны перевели ситуацию в странное состояние, когда нет правых, все чересчур увлеклись и загнаны логикой противостояния в безвыходное положение, когда дело решают только пушки, только грубая сила.

Можно ли было избежать этого? Где и когда была допущена ключевая ошибка, которая привела к маленькой гражданской войне в Москве? Когда противостояние стало неизбежным?
На эти вопросы может быть много ответов. Моя версия заключается в том, что неизбежным в той или иной форме расстрел парламента стал осенью 1991 года. Ключевой ошибкой была выбранная конфигурация экономических реформ.

Для меня это имело довольно точную личную точку отсчета. Встреча с Егором Гайдаром в октябре 1991 года. Тогда, в конце 80-х — начале 90-х годов, было много примеров экономических реформ в бывших странах соцлагеря, на которых можно было понять, как реформы вести стоит, а как — лучше не надо. Но за ближайший образец брались реформы в соседней Польше.

Помню встречу в октябре 1991 года — мы с Мишей Задорновым и Егор Гайдар с Анатолием Чубайсом. За нами с Мишей были «400 дней», «500 дней», Гарвардская программа внешней помощи российским реформам, работа в российском правительстве и КОУНХе (союзном правительстве после путча), публичные выступления в прессе, на телевидении, во «Взгляде» Любимова... За Гайдаром — ничего. Хотя... больше, чем ничего. Работа в журнале ЦК КПСС «Коммунист».

А пару лет назад, когда мы с Мишей были советниками межрегиональной депутатской группы в Верховном Совете СССР (фракция демократов), Гайдар был таким же советником прорыжковской группы «Союз». Явлинский, став зампредом в Совмине России, пригласил в комиссию по экономической реформе Гайдара, Шохина. Они все вроде бы не отказались и формально были назначены, но ни разу в заседаниях комиссии не участвовали и в Белый Дом не приезжали. Непонятное было тогда дело — связываться с Россией.

У Гайдара к сентябрю 1991-го не было даже внятно сформулированной публичной позиции. Перед этой встречей мы даже не предполагали, что у Гайдара уже есть позиция, а возможно, даже тайный план, и через месяц он получит всю власть для его реализации.

Говорил один только Гайдар. Что время упущено и теперь надо действовать радикально, в духе Польши. Отпустить цены и затем провести макростабилизацию. Мы, несколько ошарашенные его натиском, в ответ пытались объяснить, почему надо действовать более осторожно и поэтапно. Все то же самое, что мы объясняли очень радикальному Джефри Саксу полгода назад в Гарварде, когда писали вместе с ним программу реформ для России. Сакса тогда мы убедили (или он просто уступил и не стал дальше спорить?). Но Гайдар просто не слышал чужих аргументов, так был увлечен своими собственными... Поразил он меня тогда двумя заявлениями: что Россия должна проводить реформы сама, не оглядываясь на другие республики. Что республики — только нахлебники, хомут на шее России с ее нефтью и газом. И что Россия откажется от советского долга — как Ленин от долгов царского правительства.

Миша пытался объяснить, что у нас единое рублевое пространство, эмиссионный центр, внешние границы, платежный баланс, долги и т. д. — в одиночку никак не получится, ключевые полномочия для реформы находятся в руках союзного центра. Хотя, конечно, Россия должна быть ведущей в реформах. Ничего, возражал Гайдар, все необходимые функции у Союза надо просто забрать.

Миша пытался объяснить, что план Гайдара — политическое самоубийство. В той же Польше сначала коммунисты отпустили цены, народ «наелся» инфляции и взвыл. Вот тут-то им на смену и пришли либералы со спасительным планом макростабилизации. А если одно правительство будет и отпускать цены, и стабилизировать — это чересчур большая политическая нагрузка на него...

Я пытался объяснить, что вкупе с долгом СССР идет еще много чего хорошего и нужного для страны. Что по долгам надо решать проблему иначе, с отсрочкой, и она уже решается. И вообще долги по большому счету в перспективе — не проблема, они совсем не велики по отношению к ВВП. Что начинать надо не с решительной либерализации цен — они ведь сразу сильно скакнут, и народ взвоет. Потом трудно будет останавливать, резать по живому. А с рассасывания денежного навеса путем малой приватизации, продажи госимущества, квартир, земли, других активов. А еще конвертировать госдолги перед населением (Сбербанк, ВЭБ) в долгосрочные облигации и разрешить ими участвовать в приватизации. И, как в Польше, разрешить всем людям торговать чем угодно, отменив статьи за спекуляцию и тормознув милицию. Это заметно увеличило бы предложение товаров за счет ненужного барахла, хранящегося у всех дома, накупленного в годы дефицита.

Но мы с Гайдаром были будто в разных параллельных мирах и не слышали друг друга.

Тогда мы не придали особого значения этой встрече. С какой, собственно, стати? От нее остались лишь досадные чувства недоумения и неудовлетворенности. Мы с Мишей никак не могли взять в толк, куда Гайдар так спешит, куда боится опоздать. Ведь логичное развитие событий заключается в том, что сейчас республики достигнут с Горбачевым согласия по формуле 12+1 (Прибалтика уже отпала, держать ее никто не будет), заключение договора — вопрос дней, недель. Сформируют легитимный центр управления, и реформы можно будет запускать. Какие реформы и в какой последовательности — в «500 днях» все подробно написано. Единственное, что действительно «горело», — это внешний долг, но тут как раз можно было ожидать решения вопроса в кратчайший срок. Все идет понятно и последовательно, может, не так быстро, как хотелось бы — но идет…

Все было повернуто в обратную сторону. Россия одна, без других республик. Сначала либерализация цен и обрушение денежного навеса на рынок, потом все остальное… А как потом проводить приватизацию, если деньги населения уже съедены скачком инфляции? Это как в шахматах – от изменения последовательности ходов выигрышная партия может легко превратиться в проигрышную.

Даже самое простое из своей программы — обуздать цены — Гайдару так и не удалось сделать. Не по слабости характера. Не потому, что он не смог противостоять напору лоббистов. А потому, что он сам был плоть от плоти разрушаемой им системы. Он сам считал возможными и допустимыми многочисленные компромиссы, которые губили стабилизацию цен. Он просто был не тем человеком, который мог бы жестко и ни на что не оглядываясь провести программу макростабилизации. Его компромиссы разгоняли инфляцию, допущенный в 1992 году дефицит бюджета был огромен. А бороться с инфляцией он предполагал только монетарными методами, вплоть до совершенно экзотических — просто непечатания наличных денег. И эта нелепая привычка надолго легла в основу российской макроэкономической политики — бюджетный разгон и монетарное торможение инфляции одновременно, прямо исключающие друг друга политики.

А еще Гайдару не удалось задуманное потому, что его правительство было заведомо политически слабым — так как именно он отпустил цены, и вся атака оппозиции реформам шла тоже на него. Все очень быстро разобрались, кто идеолог реформ, и жертвование Бурбулисом просто ничего не дало Гайдару. Это была изначально ошибочная политическая конфигурация: когда одно правительство и отпускает цены, и затем стабилизирует их. Именно она привела к пагубной слабости правительства в самый ответственный момент реформ в середине 1992 года — условного завершения макростабилизации и начала крупной приватизации. Именно она, эта слабость, привела потом и к провалу ваучерной приватизации и передачи крупной промышленности «красным» директорам. К расстрелу парламента в 1993-м под лозунгами «защиты реформ», принятию авторитарной Конституции и сверхагрессивной и манипулятивной избирательной кампании 1996 года. К появлению Путина как политического наследника и хранителя реформ и дальнейшей антидемократизации страны.

Если первая пуговица застегнута неправильно — дальше застегивать правильно уже никак не получится.

Теперь это все уже дело истории, и с тех пор утекло очень много воды. Но впереди Россию ожидают не менее крутые повороты. Чисто экономически ситуация напоминает 1990 год: неостановимое замедление экономики и шарахания правительства в поисках правильных ответов. Бюджет-2014 — идеологический родственник реформ Валентина Павлова 1991 года, когда реформы решили проводить за счет людей и заморозили вклады населения… Тогда запаса экономической и политической прочности хватило всего на год. Насколько ее хватит сейчас?

Новости и материалы
Блинкен прибыл в Пекин
ММК ведет переговоры с ФАС по мировому соглашению
В мурманском порту нашли авиабомбу весом 500 кг
Российские фехтовальщики не выступят на Олимпиаде
В Кремле рассказали, как оценивают передачу Киеву дальнобойных ракет
Высшее руководство Польши обсудит размещение ядерного оружия в стране
В России взлетел спрос на ботокс
Взрывы произошли в украинском городе после объявления тревоги
Нидерландская X5 потеряла права на российскую «дочку»
Стало известно, как Байдену удалось согласовать помощь Украине
Россияне не могут найти управу на буйных соседей, устроивших пожар
Суд оштрафовал блогера Ивлееву за дискредитацию ВС РФ на 50 тыс. рублей
Новый iPad Air не получит улучшенный экран
В Молдавии рассказали, что Запад поощряет Кишинев совершать беззакония
EA подняла цены на свои игры в турецком PS Store выше 10 тысяч рублей
Россиянин год «инвестировал» деньги в бизнес знакомого и лишился 18 млн рублей
Армения готова обсудить закупки газа с Азербайджаном
Лукашенко сравнил Украину с «наркоманом» на коротком поводке
Все новости