Размер шрифта
Новости Спорт
Выйти
Переговоры о мире на УкраинеБлокировка Telegram

Дворняжки среди дворян

Юлия Меламед об оттенках чувства собственного достоинства
Кадр из фильма «Мистер Бин на отдыхе» (2007)

Подруга работает не скажу кем, не скажу где. Скажу, что в одной шестизвездочной гостинице. А разве бывают шестизвездочные? Ерунда какая-то. Но сами они уверяют, что да, ровно шесть, ни лучиком звезды меньше. Экстерьер значительный. Ковер потертый. Видимо, так и надо. Потертость – признак того, что здесь себя уважают. Не суетятся. Зачем нам глянец, раз мы шести-. Спускаюсь на минус первый этаж, где обслуга. — Ты голодная? У нас еда, фрукты. Осталось от делегации, тут сегодня премьер.

На большом блюде объедки. Их только что спустили с чужого банкета. Выглядит не то, чтобы сильно плохо. А так... пообветрилось. В особенный восторг всех приводит черника. Меня черника в восторг не приводит вообще. Ее у нас на даче полно. — Чего не ешь? Это черника! Смотри, какая жирная. Чего смеешься?

Смеюсь. Потому что впервые ем объедки с барского стола. Первый опыт всегда смешной.

Не то чтобы обиделись. Но удивились.

Да и я не обиделась. Просто что-то нет аппетита. — Это в тебе совковость говорит. Это не объедки, это остатки. Я сам раньше всегда оглядывался, боялся, что во мне человека второго сорта заподозрят. А тут все спокойно пиццу доедают после переговоров руководства.

— Глупости это, — говорит друг. – Здесь в Америке с начальством на равных. Здесь барства нет. Нет и страха, что тебя за холопа примут.

Важное слово. Барство. Понимаю.

Друг работает в США 30 лет. Называет мое нежелание есть чернику совковостью. «Никогда, никогда Ипполит Матвеевич Воробьянинов не протягивал руки!» Что-то вроде того...

Ну, не знаю. Может быть, может быть...

А ты знаешь, что про эту самую чернику писал Мандельштам! Про ту же самую. «Вспомнишь на даче осу, Детский чернильный пенал, Или чернику в лесу, Что никогда не сбирал». Знаешь, почему Мандельштам никогда не собирал чернику? Знаешь? Не хотел нагибаться. А почему не хотел, знаешь? Чтобы не терять достоинства. Странно, да? Так буквально понимать достоинство... На всех своих портретах – он со вздернутой вверх головой, великий и нелепый памятник человеческому достоинству. И так не уронил его ни в 1934-м, ни в 1937-м, ни нищенствуя, ни побираясь, ни задираясь, ни пугаясь.

Совковость это? Может, действительно дело в степени неравенства?

Демократическим и стабильным считается то общество, где разница в благосостоянии между 10 процентами самых богатых и 10 процентами самых бедных — не более чем пять раз. В России это число раз не 5, а 15 или 20. Там, где начальство – не начальство, где слова «барство», «холоп», «халдей» невозможно объяснить – можно запросто съесть остатки и ими не подавиться? Обостренное ли это чувство собственного достоинства? Или просто достоинство? Нормальное.

Морали не будет, как пишут в соцсетях.

Моя хабалистая троюродная сестра вышла замуж за интеллигентного человека. Из таких обычно складываются хорошие пары. Стихи и проза. Хабалка и интеллигент. Истеричка и флегматик. В 90-м году они вырвались на Запад впервые. Она всегда ходила на завтрак в тапочках и с сумками. Он страдал. Она набивала полные сумки едой. Он умолял. Он угрожал. Он вел переговоры. Наконец, она уступила. Поняла, что это унизительно, недостойно, что как животное, честное слово. Утром они помирились. И пошли на шведский стол уже как два уважающих себя человека. Она ела мало. Помазала вилкой губы. И Моной Лизой проплыла на выход. Шел дождь. Муж натянул куртку, жена нервно прислушалась. Муж надел капюшон и – как бриллианты мадам Петуховой из-под обшивки двенадцатого стула – посыпались ему на голову баночки, джемы и пирожки, припрятанные женой в мужнин капюшон.

Ну как ты тут договоришься с нашим человеком – если на халяву.

В фильме «Три мушкетера» (помните детский наш фильм) не знаю уже, хороший он был или плохой, но помню, что актеры были харизматичные и куражливые. И скакали ловко, и перья пышные, и женщину вчетвером харрасали до смерти. А я выбирала между двумя, решала в кого влюбиться: в кардинала Ришелье или в графа Рошфора. А вся история Франции, снятая в СССР, передана была с большой иронией.

Вообще СССР хорошо понимал проблемы провинциала в столице, дворняжки среди дворян.

Ему, СССРу, было впору и по силам снимать лимитчика д'Артаньяна. И, наоборот, СССР вообще не умел изображать аристократичность. А если изображал ее всерьез – то это был гарантированный провал, получались почему-то не дворяне, а всегда какие-то хамы при возможностях. Потому ироничное изображение всей этой куртуазной куртуазности сильно спасало. Ведь если советские артисты изображали аристократов – эффект и без всяких специальных усилий получился комический.

Так вот, там был знаменитый эпизод с осадой Ля-Рошели, когда Людовик XIII изволил перекусить перепелами и фруктами, пока где-то летали ядра. Вокруг его трапезы куртуазно топтался некормленый цвет французской аристократии. И как только Людовик изволил откушать, уходя, он жеманно рыгнул. И тут актеры массовки, которые изображали французских дворян, набросились с шумом и чавканьем на еду, ровно так же, как это сделали бы они же, если бы камеру уже выключили. Какой пророческий эпизод!

Какой пророческий фильм, в сущности! Он – про будущие банкеты и фуршеты и шведские столы, на которых тогда еще не едали.1978 года фильм.

Потом оказалось, что действительно мы всегда так позорно набрасываемся на барские столы. Либо впадаем в другую крайность: заранее стыдимся всего, что могло бы это поведение хоть отдаленно напоминать.


 
Россияне накопили чудовищно много денег. Как это может сломать экономику
На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на Газету.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!