Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Ползунки Победы

06.05.2016, 07:51

Денис Драгунский о том, как будут праздновать 9 Мая в 2045 году

Патриотические открытки времен Первой Мировой little-histories.org
Патриотические открытки времен Первой Мировой

Знакомая мама пятилетнего ребенка рассказала, что у них в детском саду детей наряжают в пилотки и гимнастерки, дают в руки автоматы и фотографируют. «Как объяснить людям, что это кощунство и пошлость?» — спросила она.

Детсадовские гимнастерки — это еще ничего. В сети рекламируются «ползунки Победы» для трехмесячных младенцев. Ползунки цвета хаки и такая чудесная мягкая пилоточка.

Другая моя знакомая рассказала, как на улице молодые люди предлагали ей георгиевские (они же гвардейские) ленточки, но не могли объяснить, что это такое. Что эти ленты символизируют, зачем они нужны в эти дни? Молодые люди честно сказали: «Это просто к празднику! А что означает — а бог его знает».

Все ругают пошлость, китч, бессмыслицу и беспамятство.

Однако я бы не стал так уж с размаху клеймить и осуждать ребят, которые весело раздают ленточки, не зная при этом, кто командовал фронтами и сколько солдат и мирных жителей потеряла наша страна в самую страшную из войн. И даже производителей «ползунков Победы» я бы не стал ругать нехорошими словами. Не говоря уже о людях явно неветеранского возраста, которые в этот день надевают чужие мундиры и незаслуженные ими ордена.

Не все так просто.

Я далек от философского фатализма, который объявляет разумным все действительное. Однако в данном случае, наверное, речь идет о некоей культурной тенденции.

Попытаемся понять, что происходит с празднованием Дня Победы, причем не на официально-пропагандистском, а именно на народном уровне, на уровне пресловутого «живого творчества масс». А чтобы понять это,

попытаемся представить себе, как будет отмечаться День Победы в 2045 году. А в 2115-м?

Вряд ли этот праздник будет отмечаться точно так же или почти так же, как сегодня, хотя бы потому, что сегодня он отмечается не так, как несколько лет назад. Еще менее вероятно, что переживания радости и скорби будут и далее идти по нарастающей и что будущий лидер страны скажет, что главным событием 2045 года для России стало празднование столетия Победы. А главным событием 2046 года — празднование годовщины празднования столетия.

Будет как-то по-другому. Но как? У меня есть свои соображения по этому поводу, и я ими поделюсь чуть позже. А сейчас скажу, зачем, по моему мнению, нужны все эти рассуждения о будущем.

Они нужны, чтобы воспитывать в себе историческое мышление.

Чем умный человек радикально отличается от глупого? Образованность и смекалка тут ни при чем.

Умный человек обладает историческим мышлением, а глупый человек лишен его начисто.

Под историческим мышлением я имею в виду не какое-то там особо углубленное знание истории, а очень простую вещь: понимать, что раньше было не так, как сегодня, а завтра будет вообще по-другому. Что мир меняется, иногда — прямо на наших глазах. Необычное становится заурядным, недоступное — товаром широкого потребления, неприемлемое — привычным. Умный человек это понимает или хотя бы чувствует. Он живет в историческом времени.

Умный старик помнит, что полсотни лет тому назад он тоже был «молодежью, с которой никакого сладу нет». Глупый старик считает, что он и в двадцать лет был таким же, как в семьдесят: строгим, высокоморальным и всезнающим.

Глупый человек живет здесь и сейчас. Нынешняя жизнь кажется ему венцом мироздания. Позади — тьма, впереди — то же самое, что сегодня.

Для глупого человека сегодняшняя власть вечна и ничем не заменима. Завтрашняя — будет такой же вечной и безальтернативной.

Глупый человек «с хорошим вкусом» презирает современное искусство. Он не понимает: то, что он считает вечной классикой, не так давно, каких-то полтораста лет назад, считалось надругательством над красотой, моралью и здравым смыслом. Глупому человеку непосильно понять, что жрецы Юпитера и 99% простых трудящихся римлян считали христиан осквернителями народных святынь.

Не просто знать, а именно понять, то есть сопоставить с настоящим и бросить мостик в будущее.

Так вот.

Я полагаю, что День Победы и через 30, и через 130 лет отмечаться будет, я верю, что Россия доживет до этих дат.

Но — просто как праздник. Весенний и позитивный, с явственным военно-патриотическим оттенком. Но уже без трагизма, без «никто не забыт и ничто не забыто», без полемики о братских могилах и незахороненных солдатах, без обсуждения роли Сталина и заградотрядов, без споров вокруг Власова и Смерша, без темы немецких зверств в СССР и безобразий СССР в Восточной Европе, без Молотова и его коллеги Риббентропа.

И это отнюдь не является изменой и беспамятством. Мы чтим победу 1812 года, но сегодня нас уже не интересуют планы сражений, обсуждение успеха или неуспеха Бородина и Березины, сравнение полководческих талантов Кутузова и Барклая. Не говоря уже о подробностях российской дипломатии в постнаполеоновскую эпоху. И уж тем более при всем уважении к победе на Куликовом поле нам мало интересны отношения в треугольнике Дмитрий Донской — Мамай — Тохтамыш. Нам — это подавляющему большинству народа. При этом, конечно, будут ученые-специалисты, и историки-любители, и реконструкторы тоже, куда без них.

А кстати. Может ли случиться, что празднование победы над Германией вообще отменят на государственном уровне? Не самое победу, ибо она есть непреложный исторический факт, а именно празднование?

Вы знаете, и такое тоже возможно. Опыт есть. День Рождества начиная с 1813 года отмечался в России как день победы над наполеоновской Францией. Так продолжалось чуть более ста лет. В 1915 году праздник был отменен — из уважения к Франции, которая в Первую мировую войну была союзницей России. Отменен, еще раз подчеркиваю, именно праздник, отменены торжественные молебны, но не сама память о войне.

Теперь на минутку представим себе ужас и кошмар 2044 года. НАТО распался. В Европе — длинная и тяжелая война, в которой участвует Россия. При этом Германия является нашим верным, надежным и практически единственным соратником в боях со шведско-болгарской Антантой при подлом нейтралитете Франции и Британии. Ясное дело, в таких обстоятельствах расклеивать плакаты «На Берлин!» и педалировать тему победы над Германией будет несколько бестактно и совсем несвоевременно.

Разумеется, это фантазия, это всего лишь пример, модель.

Но все равно не надо говорить: «Этого не может быть, потому что этого быть не может».

Помню, как в 1979 году в больничной курилке один сосед по палате говорил, что мечтает проплыть на байдарке по европейским рекам. По Рейну, Эльбе и Дунаю. Ему возразили: «Да кто ж тебя выпустит?» Он сказал: «Погодите! У нас обязательно будет демократия, и люди будут кататься, куда захотят, куда денег хватит! Как во всем мире!» Все засмеялись, и я в том числе, потому что мы верили в абсолютную незыблемость советских порядков. Меж тем как до краха советской власти с ее «выездными визами» оставалось всего 13 лет.

Самая мудрая позиция — признать, что может быть все. Потому что история была, есть и будет торжеством неожиданного и невероятного.

Как бы то ни было, День Победы с годами превратится просто в праздник. В праздник России-победительницы. В праздник Куликовской битвы, петровских, елизаветинских и екатерининских викторий, Бородинского сражения, Первой мировой, Гражданской и, конечно же, Великой Отечественной, она же Вторая мировая.

Поэтому переодевание в старинную военную форму сохранится. Но это будет карнавал в точном значении слова. Пузатые дяденьки будут надевать бутафорские мундиры и награды и представлять офицеров, генералов и маршалов. А также — гусар 1812 года, ратников Дмитрия Донского и всех остальных солдат отечества. И дети будут махать игрушечными автоматами, мушкетами, шпагами и секирами. И ленточки будут виться — праздник ведь, День Победы! России над агрессором, добра над злом, всего хорошего над всем плохим.

Так что в этих ряженых я усматриваю не столько кощунство или пошлость, сколько народную тенденцию к карнавалу в честь Дня Победы.

Ряженая старушка в не принадлежащей ей генеральской форме с ненастоящими медалями, пробравшаяся на трибуны Красной площади несколько лет назад, ряженые слишком моложавые ветераны в скверах — тот же, извините, тренд. Если человек в честь праздника хочет нарядиться в старый, прежнего образца (!) военный мундир и обвешаться старыми (!) орденами — пусть наряжается.

Мы — люди моего поколения, и те, кто чуточку младше, — помнят о цене Победы. А уже пятое, и уж тем более седьмое поколение после войны не будет насупливать брови. Они будут просто праздновать День Победы. Он же такой весенний, бодрый и славный!

Тем более что мы, которые помнят про Великую Отечественную войну, к тому времени уже вымрем. Это обидно, но неизбежно.