Ничего не надо: как губит чужая жизнь

Денис Драгунский о том, как гламур подавляет социальную активность

Уже довольно давно в экономически развитых странах появились люди, которым ничего не надо. Не в смысле «у них уже и так все есть», а в смысле «нет, и ладно». Кто эти люди и откуда они взялись?

Сначала это были странные японские и корейские дети, которые жили, что называется, забившись за холодильник. Или запершись в своих комнатках, если в семье у ребенка было свое отдельное, как нынче принято выражаться, личное пространство.

Первое время все валили на социальные сети, на воронку виртуальности, которая втянула в себя неокрепшие души. Хотя профессиональные блогеры, проводящие в этих сетях по 18 часов в сутки, говорят, что на самом деле никакого «виртуального мира» нет — есть просто экран компьютера, на котором начерчены квадратики, а в них есть текст или картинки, вот и вся недолга… Ну, ладно. Каждый воспринимает виртуальность по-своему — одни реально, другие нет.

Думали, что эти подростки, которые предпочли реальному миру нарисованный, чем-то травмированы или просто больны душевно.

Ах, если бы все было так просто!

Боюсь, что все гораздо проще. Потому что точно такие же апатичные, ни к чему не стремящиеся граждане теперь появились и в других странах, и в других — взрослых! — возрастных группах.

На минутку переключимся на шаловливую тему.

Мне уже не раз приходилось читать, что в последнее время врачи-сексопатологи столкнулись с необычным феноменом. Вроде бы молодые, полные сил, физически и психически здоровые мужчины отказывались от секса — при том, что их жены и подруги (женщины во всех отношениях привлекательные) всячески их призывали к подвигам во славу Афродиты и Эрота. Но нет, ни в какую. Пошлое увиливание типа «я устал, голова болит, у меня что-то вроде гриппа» — и вот так месяцами. Одного такого внезапного аскета жена все-таки привела к доктору. После долгого разговора с глазу на глаз с врачом пациент все-таки сознался, в чем дело. Все дело в порнографии.

О вредном влиянии порнографии на сексуальную активность еще в 1970-е годы писал выдающийся советский сексопатолог Георгий Степанович Васильченко. Он отмечал, что гламурные красавицы с порно-картинок сильно дезориентируют мужчин. Мужчин перестают привлекать «обыкновенные» женщины; некоторые мужчины чуть ли не в депрессию впадают, глядя на своих столь заурядных партнерш.

Но сегодняшний случай гораздо тяжелее. Мужчину мучает мысль о собственной несостоятельности, слабости. «Я понял, что в сексе я в крайнем случае троечник». Но почему? Оказывается, он насмотрелся порно-роликов, которые изобильно и совершенно бесплатно гуляют в интернете.

Очевидно, порно-картинки 1970-х и порно-ролики 2010-х действуют совсем по-разному. В первом случае потребитель недоволен партнершей, во втором случае — самим собою. Возможно, все дело в разнице воздействия статичной картинки и видео, где происходит действие. В статичной картинке мы смотрим на красоту тел, в видео — на активность персонажей.

Надо сказать, что качество этих роликов действительно неплохое — в смысле HD и даже, смешно сказать, режиссуры и актерской игры. Не говоря уже о гриме и декорациях. «При чем тут порно-ролики?» — удивился врач. «Ну там же такие крутые парни, они такое выделывают, я посмотрел пару раз и понял, какое я по сравнению с ними ничтожество». «Это вас смущает?» «Не то слово, доктор!». «Хорошо, — сказал доктор. — Скажите, вы смотрите вестерны, триллеры, детективы, ну и вообще разные блокбастеры?» «Смотрю» «Но ведь там мужчины стреляют с двух рук без промаха, прыгают с четвертого этажа в мчащийся внизу автомобиль, вплавь пересекают Ниагару… Там банкиры и принцы живут во дворцах и женятся на невероятных красавицах. Это вас не смущает? Вас не мучает зависть к этим людям?» «Доктор, но ведь это же кино! Там играют известные артисты! А тут просто ребята…»

Бедняга! Во-первых, он поверил, что это «просто ребята» и «просто девушки». А главное, поверил, что в порно-роликах все происходит так, как на самом деле бывает у крутых парней. Наверное, никогда не видел интервью с актерами такого рода. Невдомек ему, что две камеры позволяют удлинить любое пиршество плоти вдвое, а три камеры — даже втрое. В общем, он так и не понял, что это тоже кино. Точно такое же, как про ковбоев и суперменов — с монтажом и спецэффектами.

И он, увы, не одинок. Это, повторяю, стало не таким уж редким психосексуальным расстройством — сравнение себя с героями этих роликов, самоообесценивание, а в итоге — «выход из игры».

Точно так же потихоньку выходят из большой социальной игры потребители рекламы товаров «категории премиум» и вообще всяческого гламура.

Человек — особенно небогатый — любит наблюдать за чужой красивой жизнью. Смаковать подробности. Узнавать, какие бренды одежды носит и какие сорта вина пьет его звездный кумир. Ахать от недоступных цен.

Чем шикарнее глянцевый журнал, чем дороже рекламируемые в нем товары — тем более скромной в денежно-житейском смысле является его аудитория. Бывало, сотрудники заштатных офисов вскладчину подписывались на какой-нибудь журнал с зазывным названием «Денди» или «Леди».

Бедные девушки мечтают о счастливой жизни с надежным, хорошо зарабатывающим человеком. Небогатые парни мечтают о дорогом автомобиле. Молодые семьи мечтают о путешествиях, о собственной квартире с красивой современной обстановкой.

В оптимальном случае такая реклама должна подтолкнуть человека — нет, не купить дорогой товар, у него таких денег нет! — должна подтолкнуть его к действиям. Работать и зарабатывать, повышать квалификацию, делать карьеру, открывать свой бизнес… В общем, карабкаться по социальной лестнице.

Но количество, прямо по Гегелю, переходит в качество.Чрезмерные роскошества рекламы лишают людей соревновательной силы, импульса к достижениям.

Потому что людям — даже самым наивным и мечтательным — становится ясно, что в этот блистающий мир яхт, роллс-ройсов и бизнес-джетов, многозвездных «мишленовских» ресторанов и уединенных вилл на горных озерах они не попадут никогда.

А глянец — бумажный и сетевой — продолжает бомбить их этими картинками и статьями, где на полном серьезе обучают, как вести себя на яхте миллиардера или как выбирать платье лично у Йоши Ямамото.

Люди опускают руки. Из бодрых карьеристов (в хорошем смысле слова!) они превращаются в апатичных наблюдателей чужих успехов. Или в злобных комментаторов социальных сетей, где они находят замену реальной жизни и реальных достижений.

И невдомек им, что весь этот мир «настоящей роскоши» на 95% существует лишь на страницах глянцевых журналов, на гламурных сайтах, на инстаграм-аккаунтах модных якобы великосветских блогеров.

На самом деле это то же самое «кино», где, почти как в порно-роликах, действуют юные и гладкие страстные красавицы с безупречными фигурами и сильные, красиво мускулистые, сексуально неутомимые парни.

Порочный круг. Чтобы гламурный журнал покупали и на сетевой материал кликали, надо все больше и больше роскоши, шика, «избранности». А чем больше всего этого — тем сильнее чувство, что нам показывают другой мир, куда обычным людям хода нет. Лучше и не пытаться.

Остается только мрачно кликать дальше.