Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Крепостное студенчество

17.04.2018, 08:03

Андрей Десницкий о том, что распределять выпускников бессмысленно и вредно

Выпускной вечер в Парке Горького, 23 июня 2017 года Артем Сизов/«Газета.Ru»
Выпускной вечер в Парке Горького, 23 июня 2017 года

На фоне множества блистательных законодательно-запретительных инициатив последнего времени вот эта, пожалуй, особо и неприметна: обязать российских выпускников отработать на государство до шести лет по распределению. Можно о ней сказать, что шансы на ее принятие не слишком высоки, и что она, по сути, противоречит 43-й статье Конституции, которая гарантирует право «на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении» – ведь если потом приходится отрабатывать, это образование уже не назовешь бесплатным. Подчеркну: да, на конкурсной основе, но бесплатно – так в Конституции.

Но инициатива, к сожалению, хорошо отражает настрой части нашего правящего слоя (в данном случае язык не повернется назвать его «элитой»): давайте вернем всё как было в СССР, и будет нам счастье. Ну, или хотя бы его имитация.

Реклама

Они не задумываются о том, что СССР развалился не в силу чьих-то коварных козней, а прежде всего потому, что в конце XX века оказался неконкурентоспособной моделью и даже собственным гражданам смертельно надоел унылой обязаловкой. Если вернуться на сорок-пятьдесят лет назад, во времена детства и юности этих ностальгирующих личностей, молодость к ним не возвратиться. А вот технологическое отставание от пресловутого Запада вырастет многократно – он ведь все эти годы шел не назад, а вперед.

Но об этом они не думают. Они говорят: «государство имеет право потребовать, оно ведь оплачивало их обучение…» Они знать не хотят о том, что деньги государства – это деньги налогоплательщиков, причем не только от НДФЛ и прочих отчислений (что уже немало), но и от нашей доли нефти и газа, которые принадлежат по закону не частным лицам, а всему народу России.

Но разговор даже не об этом. Допустим, государство имеет право. А что оно выгадает, если смотреть в будущее, а не в прошлое? Возьмем для сравнения Германию – страну, в которой высшее образование оплачивается государством… в том числе и для неграждан. Что это, невиданная щедрость? Нет, трезвый расчет. Германия – привлекательная для иммигрантов страна, и ее правительство хочет, чтобы рабочие места и виды на жительство получали не многосемейные халявщики, а способные трудяги. Как отделить одних от других? Очень просто. Сумел закончить германский университет на неродном для тебя языке – значит, у тебя есть способности и настойчивость, ты умеешь и хочешь трудиться. Поищи себе место на рынке рабочих мест, и если получится найти – оставайся. Ты возместишь полученное образование теми налогами, которые заплатишь позднее.

Но ведь не все, кто выучился в Германии, остаются в ней работать – что же c остальными? А ничего. Рынок труда отберет не самых худших, остальные разъедутся по миру с теплой памятью об этой стране, с завязавшимися деловыми и личными контактами – это тоже в плюс любому государству.

Дело в том, что в Германии государство понимается как администратор и менеджер, который за деньги налогоплательщиков обеспечивает им шанс на лучшее будущее.

А у нас государство зачастую видится как барин, который одним крепостным чарку водки поднесет, других выпорет на конюшне. И чем крепче порет всех без разбору – тем круче барин, ай, молодец!

Допустим, обязательную отработку выпускников действительно введут. Но тогда надо сразу же закрывать для них границы, иначе уедут доучиваться в ту же Германию, сейчас много есть таких возможностей. А кроме того, закрыть границы придется для студентов старших курсов, чтобы не сбежали еще до получения диплома – прощайте практики и стажировки, культурный обмен и спортивные игры, наконец, простой туризм. Сиди дома, готовься к труду и обороне.

И что получится в результате? Отрицательный естественный отбор. Получать диплом за государственный счет будут не лучшие, а худшие ребята – кому некуда деваться и кому лень дергаться. Резкое падение качества образования, потому что современная наука глобальна, она немыслима без тесных связей с заграницей. Ну и соответственный настрой, как в позднем СССР: свалить бы от этой тошниловки…

Ладно, предположим, будут налажены крепкие связи с Ираном и КНДР на основе конвенции о выдаче беглых студентов, суверенная наука будет крепнуть и процветать. А государство найдет рабочие места для всех этих выпускников? Или они окажутся безработными, которые еще и виновны в своей безработице: в частных структурах работать нельзя, в государственных нет мест? Впрочем, зная наши реалии, можно предположить другое. Тут же появится огромное количество фиктивных позиций, на которых выпускники будут лишь числиться (скорее всего, за долю скудной зарплаты) – а работать по-настоящему будут на себя или на другого дядю в свободное время. Как часто и было в позднем СССР.

И уж в любом случае качество и престиж государственной работы резко упадут. Не бывает привлекательным навязанное, не будут задерживаться на такой работе выпускники.

Все это, казалось бы, настолько очевидно, что не стоило об этом и говорить. Но это отличный повод сказать об одной разительной перемене, которая произошла буквально на глазах моего поколения (мне в этом году пятьдесят). Когда я родился, самым ценным ресурсом в мире казалась территория – ровно в день моего рождения СССР ввел войска в Чехословакию, чтобы не уступать ее Западу. Но очень скоро стало ясно, что намного ценнее – полезные ископаемые. Важно не чей флаг развевается над пустыней, а кто контролирует добычу нефти и кто определяет цену на нее.

А потом оказалось, что даже и нефть не так важна – намного ценнее информация и способы ее хранения и передачи, Цукерберг с Гейтсом и Джобсом начали с нуля и стали самыми богатыми на планете людьми.

И чтобы заработать такое богатство, нужны не обширная территория, не мощная армия, не принудительный труд множества крепостных… Нужен неподдельный интерес. Они сами делали то, что им было интересно ¬ Not sign– Джобс, Гейтс, Цукерберг – и сумели заинтересовать остальное человечество. Вот, собственно, и есть секрет их успеха. Можно задаться вопросом, почему эти талантливые молодые ребята добились успеха на Западе, и прежде всего в США – неужели, к примеру, в Зимбабве или Таиланде не рождаются гении? Неужели там люди не могут придумать ничего по-настоящему интересного?

Рождаются и могут, конечно. Но, очевидно, дело в том, что слишком много сил уходит на элементарное обеспечение своей жизни. И еще государства там устроены как-то по другому: делают так, чтобы чиновнику было сытно и удобно. А не так, чтобы гражданам было интересно.

Можно заставлять работать на государство – тогда на службу пойдут наименее способные. Можно завалить госслужащих деньгами и привилегиями – тогда пойдут наиболее жадные. А можно попробовать заинтересовать ребят – но для этого им надо предложить привлекательное будущее и дать шанс создавать его самим.

Наш депутатский корпус, судя по многим законодательным инициативам, в значительной мере состоит из людей, которые больше всего на свете боятся неподконтрольного им будущего. Сделать так, чтобы они его контролировали, они не могут – и стараются, чтобы будущего у наших детей не было. Вместо него предлагается бесконечно повторять славное прошлое.

Детей жалко. Депутатов – нет.