Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

С запахом средневековья и вкусом НКВД

Я уже привык, что меня, равно как и других православных, периодически просят прокомментировать высказывания о. Всеволода Чаплина, который призывает нас на очередную священную войну, будто бы угодную Богу. Вбрасывая в общество то идеи возвращения смертной казни, то убийства бунтовщиков без суда и следствия.

Что это — голос церкви или его частная точка зрения? А если частная, насколько широко она представлена среди верующих?

В последнее время, впрочем, просят об этом реже — о. Всеволод утратил патриархийную должность после неосторожного высказывания о Сирии (кремлевская пропаганда — это вам не либеральное брюзжание интеллигентов, ей перечить никому не дозволяется). Но вот опять попросили…

Я не вижу в таких комментариях большого смысла, потому что о вере не спорят. О. Всеволод в личном общении вежлив и дружелюбен и, когда был при должности, многим помогал, и далеко не только близким по духу людям — далеко не о всяком патриархийном чиновнике можно такое сказать. Сам он человек исключительно мирный, даже в армии не служил (а ведь мы с ним ровесники, и тогда, под конец социалистической священной войны в Афганистане, гребли всех подряд). Но при том у нас с ним достаточно разная вера, и никто тут уже никого не переубедит.

Да, мы в одной церкви, у нас общие Писание и Предание, общая иерархия, но вера у нас неодинакова, и то же самое можно сказать о многих других представителях «православного большинства». В церковных структурах любят говорить от его имени, не признавая при этом, что большинство от этого большинства о догматах веры имеют самое приблизительное представление, в жизни руководствуются чем угодно, но только не Евангелием, а храм посещают от случая к случаю.

Примерно так же обстоят дела с «церквами большинства» во многих странах, но у нас все усугубляется еще и крайне тяжелым анамнезом государственного атеизма.

Итак, большинство от большинства признает: что-то там есть. И если прибегать время от времени к православным обрядам, то будет и со здоровьем получше, и с деньгами, да и причастностью к великим деяниям предков можно будет гордиться: мы же русские, значит, православные! И даже в храме Гроба Господня в Иерусалиме, у самой Голгофы и кувуклии Воскресения, наши паломники могут удивляться (реальный случай): если тут нет территории нашей русской церкви, а только всякие греки да копты, зачем нас вообще сюда привели?

Это, конечно, не про нас с о. Всеволодом, это самый примитивный родоплеменной шаманизм и культ предков, и от того, что мы назовем его «православием», суть его не изменится. Но его последователи очень удобны: им от церкви не нужно ничего, кроме эпизодического «удовлетворения религиозных потребностей» и они не возражают, когда кто-то пафосно говорит от их имени.

Еще удобнее он для властей, особенно в условиях, когда сокращается финансирование социальной сферы.

Болеешь? А ты помолись, и пройдет, а если не пройдет, значит, по грехам тебе, терпи. Бедность? Ничего, зато духовность не то что на этом сытом и развращенном Западе, вот мы будем во всем себя ограничивать.

Особенно трогательно звучит из уст людей, давно и прочно обосновавшихся в люксовом секторе потребления.

Когда в советской школе нам рассказывали, что религию придумали эксплуататоры, чтобы обирать простой народ и заставлять его терпеть все безмолвно, я (тогда неверующий) не соглашался. А оказалось, многие именно так «православное возрождение» и восприняли и радостно решили его для этих целей приспособить.

Разумеется, в России всегда были и есть и те, кто относится к вере всерьез, и я помню публикации молодого о. Всеволода, с которыми нельзя было не согласиться. Когда церковь стала свободной в конце 1980-х, мы долго и подробно рассуждали о том, как строго поститься и на каком языке молиться, какие обряды совершать и какие книги читать. Но достаточно быстро выяснилось, что все эти вещи при всей своей важности не отвечают на куда более серьезный вопрос: а как вообще соотносится православие с текущей жизнью?

Ответы у нас были разные, и дело даже не в том, что одни люди оказались консервативнее других. Для одних православие было, прежде всего, попыткой всегда и везде жить по Евангелию, и оно не было привязано ни к стране, ни к общественному строю, ни даже к наличной церковной иерархии (притом что никто ее не отрицал). Для других оно было, скорее, скрепой, которая неотделима от определенного строя и уклада жизни.

Вот небольшой и вполне серьезный текст, который мы составили вместе с Ольгой Седаковой, пытаясь описать веру таких людей:

«Верую в церковь как в совокупность учреждений и институтов, чьи интересы нам надлежит отстаивать всегда и любой ценой.

Верую в иноприродность, непогрешимость и неподсудность иерархии, чьи поступки неисследимы для нас, грешных, нам же надлежит себе внимать.

Верую в русский мир и царствие земное как оплот православия и залог спасения.

Верую в традиционные ценности и скрепы, которых лишен растленный Запад.

Верую в священных наших предков, которые всегда и во всем были правы (а если нет, никто их не вправе судить) и всегда всех побеждали.

Верую в цивилизационные коды: все выборы уже были сделаны до нас.

Верую, что мир полон врагов, внешних и внутренних, шпионов и агентов влияния и активность их неустанна. Если враг не сдается, его добивают.

И в Бога тоже верую. Он с нами».

Наверное, вы скажете, что все равно у нас вышла карикатура и что никто под таким текстом не подпишется. Пожалуй, так. Но очевидно одно: разница здесь лежит именно в области веры, а о вере не спорят. Каждый, что вполне естественно, считает истинным только свой вариант, а другой называет ересью. Более того, на практике всегда встречается много переходных вариантов, так что вер не две и не три (если добавить к ним примитивный шаманизм). И если есть такая вера, кому-то надо выступать от ее имени.

И ведь наше постмодернистское время еще интереснее. Предки верили угрюмо и сурово, шли на дыбу и в костер «за единый аз». Но эта политизированная версия православия крайне далека от фанатизма и фундаментализма, она, скорее, похожа на интеллектуальную игру, в которой важны не принципы, а результат — в данном случае, видимо, привлечение общественного внимания (тот же о. Всеволод к нему привык на былой должности, и теперь ему, видимо, скучно без СМИ).

Когда мы с о. Всеволодом были маленькими, дух захватывало от одной мысли, что будем мы жить в третьем тысячелетии, и даже еще не очень старыми.

А сегодня наше общество словно замерло в каком-то тревожном оцепенении перед этим страшным и неуютным тысячелетием, оно норовит сбежать от него в привычное и знакомое советское прошлое — ну, или в вымышленное средневековье с рыцарями, принцессами и драконами. Когда-то нам, в том числе и православным, придется всерьез учиться жить здесь и сейчас, но покуда можно поиграть в ролевуху. Время вроде бы терпит.

Когда в центре города открывается заведение под названием «НКВД», где никого не пытают и не расстреливают, а подают желающим напитки и закуски по рыночным ценам, это, конечно, выглядит жутковато, но это значит, что запрос на настоящее, полноценное такое НКВД во главе с Берией в нашем обществе отсутствует,

мы готовы лишь играть с названием в безопасном кабацком уюте.

И когда средневековые речевые обороты используются в постмодернистском медийном пространстве для повышения собственного рейтинга, происходит ровно то же самое. Так что не стоит волноваться.

Новости и материалы
Новый тип российских ракет замечен в небе над Украиной
Взрывы прозвучали во Львовской области и Днепре
Российские авианаводчики успешно передали цели штурмовой авиации
Каждый третий россиянин пользуется общественным транспортом в путешествиях по стране
Стало известно об уничтожении французских агентов в зоне СВО
Российские войска подавили более 10 БПЛА над Кубанью
«Ванкувер» Михеева и Задорова повел в серии с «Нэшвиллом»
Эвакуационная машина для танков Abrams досталась бойцам ЦВО как трофей
За карьеру в Минобороны Иванов купил дом в 1500 «квадратов» и ЗИС
Российские снайперы помогли сбежать из Часова Яра беженцам
Поволжье ожидают жаркие выходные
Названа неожиданная локация, где россияне собрались проводить майские
«Вашингтон» Овечкина потерпел третье подряд поражение от «Рейнджерс» Панарина
Маск обратился к Белому дому по поводу Украины
Булыкин одним словом оценил игру ЦСКА со «Спартаком»
Стало известно, почему ВСУ отказались от использования Abrams на фронте
Стало известно, сколько стоит пожарить шашлык на майских праздниках
Россиян предупредили о возможных нарушениях при готовке шашлыков
Все новости