Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Время маленьких историй

На заре человечества люди собирались вечером у костра и рассказывали друг другу истории: о том, как возник этот мир, как проникло в него зло, как получили свои имена окрестные горы и реки, как человечество научилось ремеслам и ритуалам. Задолго до появления науки, философии, литературы и прочего люди просто рассказывали истории, тысячелетие за тысячелетием. Эти истории называют нарративами, они встроены в нашу культуру как владение языком или способность танцевать.

Сто лет назад в Европе царствовали, как называют их культурологи, «большие нарративы». Это были развернутые повествования о том, как «нас водила молодость в сабельный поход», и они выводили в такие походы миллионы. Был ли это рассказ о величии нашей империи, или о превосходстве нашей расы, или о классовой борьбе с буржуями — эти истории прекрасно объясняли человеку, ради чего ему стоит жить и за что умирать. И люди умирали.

А потом большие нарративы как-то сдулись. Наступало время постмодерна, когда люди хотели жить просто для того, чтобы жить и не заморачиваться другими причинами.

Цена, которую человечеству пришлось платить за господство больших нарративов, оказалась неподъемной — две мировые войны, между прочим.

И лет десять-двадцать назад можно было подумать, что в прошлое стремительно уходят нарративы как таковые. Их сменяют клипы: мельтешение ярких образов на экране, через минуту уже не помнишь, что там было и зачем. Время рекламы и потребления.

Но нет, нарративы живы! Оказалось, человечеству без них скучно и неуютно. Есть на земле регионы, где по-прежнему господствуют нарративы большие: распространение нашей единственно верной религии или борьба за многополярный мир оказываются именно такими идеями, ради которых стоит жить, а еще более — умирать. Министр Мединский, отстаивая истинность рассказа о 28 панфиловцах (вопреки историческим свидетельствам), отстаивает, по сути, эксклюзивное право государства на большой нарратив. Что бы там кто ни клеветал, а партия и правительство постановили считать истинной именно эту версию истории, так что будете любить ее как миленькие.

Такое ревнительство смотрится смешно в эпоху интернета… Но вот общество потребления чувствует себя крайне неуютно в столкновении с носителями великих нарративов: что же им противопоставить? Неужели новый бритвенный станок с восемнадцатью лезвиями?

Одно время казалось, что «рынок все расставит по местам», в том числе и рынок идей.

Очевидно же, что страны, принципиально отказавшиеся от больших нарративов, обеспечивают своим гражданам принципиально иной уровень комфорта и безопасности.

Нынешнее российское общество вовсе не похоже на фанатичных приверженцев ИГИЛ (организация, запрещенная в России). Наши люди, кажется, только начинают понимать, что за империю великих нарративов приходится расплачиваться снижением привычного уровня потребления и прямо-таки бомбоубежищами на месте привычных ларьков с шаурмой. И не факт, что платить по этим счетам они будут и дальше с тем же рвением, что прежде.

Но вернемся к нашим нарративам. В начале двадцать первого века на первое место выходят нарративы маленькие. Что такое все эти социальные сети, которые по влиятельности стремительно догоняют пресловутый телевизор и во многом уже определяют информационную повестку дня? Броуновское движение крохотных нарративов. Огромное их количество вполне бессмысленно и мало кому интересно («годовасики-тугосери»).

Но вдруг в этом первичном информационном бульоне зарождается некая общественно значимая тема, которая всегда была вроде как на виду и никогда не обсуждалась всерьез. Можно ли учителю вступать в романтические отношения со старшеклассницами? Что на самом деле происходит за стенами женских монастырей? Вот только два свежих примера общественных дискуссий, рожденных личными рассказами.

Я совершенно не хочу обсуждать ту и другую историю, потому что ничего о них не знаю и они меня никак не затрагивают. Я хочу лишь обратить внимание на то, как обе они возникли в информационном пространстве: все началось с маленького и очень пристрастного нарратива, с классической damsel in distress. Девушка рассказывает о своих злоключениях — и тут же выясняется, что есть множество других подобных историй.

Именно таким образом — да, скандальным, неприятным — общество постепенно нащупывает границы приемлемого и обозначает проблемные зоны.

Так, в древние времена сказитель у костра рассказывал о похождениях Гильгамеша и Энкиду или об Адаме и Еве в Эдемском саду, а слушатели делали коллективные выводы, как им теперь жить, что делать и чего избегать. Это у нас от дальних предков, мы так познаем и описываем мир, мы так устанавливаем границы.

А в нынешнем мире, можно добавить, мы с помощью маленьких личных историй проверяем достоверность любого крупного нарратива. Что бы где ни произошло — в любом уголке «цивилизованного мира» (который теперь определяется наличием соцсетей) тут же найдутся люди, готовые подтвердить или опровергнуть официальное сообщение с помощью своей неуклюжей мобилографии. И загнать этого джинна в бутылку можно разве что в Северной Корее, где его, собственно, никогда прежде и не было.

Сами официальные сообщения уже ничего, похоже, не значат без таких подтверждений. В защиту того самого монастыря, об ужасах которого рассказала былая послушница, выступили с коллективным официальным письмом игуменьи других монастырей и вызвали ровно противоположную реакцию. Если подключается официоз с суконными фразами, значит, дело и в самом деле плохо.

А затем священник рассказал о том, как стоял у стен монастыря с летним лагерем, как ему помогала одна из монахинь, как ходила с ними в байдарочный поход, где «человек раскрывается таким, какой он есть». И это прозвучало убедительно.

Наша нынешняя госпропаганда совершенно не умеет работать с маленькими нарративами и даже, кажется, не понимает, зачем это нужно.

Неслучайно люди с самых верхов так прячут любую информацию о своей личной жизни и о жизни близких — рассказывать их истории строго запрещено. Нет, ей подавай меганарративы про цивилизационный выбор и русский мир, причем вполне законченные меганарративы, которые можно огосударствить, отлить в бронзе и прописать в школьных учебниках так, чтобы никто не возразил (Госдума примет закон). Нарративы про мертвых. И в один ряд с панфиловцами встает уже боец Моторола…

А что же живые бойцы Донбасса, тот же Гиркин-Стрелков? Или те двое, которых обменяли на Надежду Савченко, — ручаюсь, читатель уже не помнит их имен? Почему не приглашают выступать в школы, не берут у них интервью, не рассказывают нам, как сложилась их дальнейшая судьба?

Да живы ли они вообще, да существовали ли они на белом свете — Александр Александров и Евгений Ерофеев?

Понятно, почему мы их не слышим: их рассказ может не вписаться в официальную версию тех событий или в ту версию, которая станет официальной через год-другой. Маленькие нарративы не ходят строем, но именно потому они притягательны и убедительны. И пока госпропаганда гремит великими идеями, общество потихоньку учится жить личными историями, отстраивать горизонтальные связи. И это прекрасно.

Некогда СССР догонял и перегонял США по производству чугуна — и оказался с этим чугуном не у дел в эпоху микропроцессоров. С нарративами, похоже, выйдет примерно то же самое.

Новости и материалы
Сотрудник Домодедово украл у вернувшейся из ОАЭ пассажирки кольцо за 700 тысяч рублей
Ролевой экшен Kingdom Come Deliverance II переведут на русский язык
Власти Липецкой области сообщили об угрозе атаки БПЛА
Во Франции нашли загадочную древнюю постройку уникальной формы
Молния повредила взлетную полосу в аэропорту Владикавказа
На Украине заявили о повреждении инфраструктуры порта Южный
Низкий уровень тестостерона не обязан ухудшать либидо, заявил врач
Раскрыты подробные характеристики iPhone 16
Назван правильный размер порций хлеба и каши
Посольство РФ объяснило, почему Россию не позвали на памятную церемонию в ФРГ
В Петербурге волонтеры предложили хозяину истощенной собаки помощь и были избиты
Боец ММА пнул ринг-герл прямо перед боем
БПЛА сбили над Белгородской областью
Huawei выпустит бюджетный клон Apple Watch
Украинка не пустила российскую теннисистку в полуфинал турнира во Франции
В Москве иностранец схватил ребенка за горло и пытался сбросить с третьего этажа
В РФС рассказали, сколько Дзюбе осталось играть в футбол
Немецкий депутат скрыл от властей свое предприятие в Белоруссии «Цыбулька Бел»
Все новости