Слушать новости
Телеграм: @gazetaru
Продвинутый уровень: как фейки обрели новую форму

Почему фейки — новый вызов, который нельзя игнорировать

Прослушать новость
Остановить прослушивание
Сегодня сложно представить себе активного пользователя интернета без аккаунта хотя бы в одной социальной сети. Ежедневно мы прокручиваем новостные ленты в поисках новой информации и развлекательного контента. Но далеко не всему, что мы видим на экранах, можно верить.

СМИ больше не являются единственным и главным источником информации. Люди, а следом за ними и контент, ушли в социальные сети, где новости могут появляться без какой-бы то ни было проверки и репутационной гарантии. В результате этого информационное пространство засоряется неточным, а иногда и откровенно недостоверным контентом. За обилие фейков соцсети не ругал разве ленивый. И несмотря на то, что мы постоянно слышим от представителей популярных интернет-платформ о новых способах борьбы с дезинформацией, существенно пока ничего не изменилось. А эта проблема действительно заслуживает самого пристального внимания: феномен инфодемии, возникший на фоне пандемии коронавируса, это чётко показал.

Стало очевидно, что наряду с безобидными и даже смешными фейками, появляется информация, которая несет потенциальные риски для жизни и здоровья людей. Боясь за себя и своих близких, люди сами активно распространяют пугающие их сообщения. Фейковые страшилки всегда бьют по базовым фобиям человека, словно их цыганки с вокзала придумывают, точно зная, на что надавить. На эмоциях человек не может критически воспринимать полученное сообщение и руководствуясь тем, что подсказывает инстинкт самосохранения, пересылает знакомым, чтобы предупредить об угрозе. Активные репосты способствуют стремительному распространению дезинформации и нас становится проще обмануть. Потому что в какой-то момент мы уже перестаем понимать, где в этом потоке правда, а где вымысел. В итоге формируется онлайн-среда, в которой мы не можем слепо полагаться на любой источник информации.

Фейки — это не новое явление, о котором вдруг все заговорили.

Если оглянуться в прошлое, то легко вспомнить, что с появлением соцсетей и открытием совершенно новых возможностей для коммуникации, в нашу жизнь вошли и они.

Сотни фальшивых аккаунтов знаменитостей поначалу создавались ради забавы, но за счет появления большого числа подписчиков, их владельцы очень скоро стали их выгодно продавать. А уж каким спросом пользовались «мертвые души» для наполнения групп. Уже к 2012 году количество ботов в сообществах могло достигать практически 80%. Ещё тогда соцсети начали борьбу с фейками, которая продолжается и по сей день. Развитие цифровых коммуникаций порождает и новые вызовы, и способы дезинформации, которые требуют новых, возможно нестандартных, подходов к решению проблемы.

До недавнего времени в Сети мы чаще всего имели дело с ботами, в том числе умными и псевдоботами, а также фейковыми аккаунтами и новостями. Ботами наполняют страницы в соцсетях, где нужно создать эффект массовости.
Умные отличаются от обычных способностью к проявлению активности на площадке, например, они могут оставлять комментарии, принимать участие в опросах и публиковать контент. За псевдоботами, как правило, скрываются аккаунты реальных людей, которые просто стучатся в друзья ко всем, надеясь привлечь таким образом трафик на свою страницу. Фейки чаще всего создаются и распространяются с целью введения в заблуждение, мошеннического заработка и компрометации человека или бренда.

Этим летом мир узнал о существовании не только фейковых новостей, но и подкастов.

С этим явлением столкнулся цифровой музыкальный сервис Spotify. С помощью хостинговой платформы Anchor, приобретенной сервисом год назад, авторы фейков брали названия известных шоу и заливали подкасты, фактически имитируя популярные проекты. Проблема возникла из-за того, что упомянутый хостинг позволяет любому создавать и распространять подкасты совершенно бесплатно, а музыкальный сервис никак не модерирует поступающие записи. В отличие от Apple и Google, Spotify не выводит популярные оригинальные шоу в топ результатов поиска. В результате пользователи слушали не то, что искали на самом деле, а авторы подкастов-призраков еще и зарабатывали на рекламе, так как Anchor вставляет ее автоматически в загружаемые записи.

Spotify активно закрывает фальшивые шоу, компания заявила, что продолжит вкладывать средства в улучшение методов обнаружения и удаления, а также снижения уровня воздействия подобной неприемлемой деятельности. Однако некоторые эксперты отрасли считают, что этот случай не станет последним и цифровым музыкальным сервисам, как, впрочем, и всем интернет-компаниям, стоит держать ухо востро.

Фейки — это не миф и не выдумка.

Это серьезный вызов нового времени, который не стоит недооценивать. Борьба с этим явлением по всему миру уже стала делом государственной важности. Страны ищут оптимальные решения по регулированию деятельности социальных сетей, чтобы создать безопасное и комфортное для взаимодействия виртуальное пространство. Хочется верить, что совместными усилиями уже в недалеком будущем мы в этой борьбе победим.

Автор — член ОП РФ, исполнительный директор Национального центра помощи пропавшим и пострадавшим детям