Слушать новости
Телеграм: @gazetaru
Люди избирают тех, кто им ближе

В чем секрет успеха партии Алексея Нечаева «Новые люди» в Единый день голосования

Прослушать новость
Остановить прослушивание
Избиратели устали от чиновников в галстуках или фриков в камуфляже с капустой в бороде. Им понятнее и приятнее кандидаты, одетые в стиль casual, как они сами. Кроме того в обществе есть точно сложившийся запрос на обновление. Но это лишь некоторые из составляющих того, что хочет новый избиратель от своих кандидатов. Политолог, старший научный сотрудник Института экономической политики имени Гайдара Сергей Жаворонков рассуждает о том, почему победа партии «Новые люди», которая была зарегистрирована в марте этого года, стала настоящим триумфом.

Состоявшийся единый день голосования 13 сентября этого года, последний перед парламентскими выборами 2021 года. Он подводит черту под числом партий, которые примут в них участие: это те, кто имеет хотя бы одну фракцию на региональном уровне. Четыре парламентские, восемь имеющие фракции ранее - «Родина», «Яблоко», «Коммунисты России» и другие, еще три из четырех зарегистрированных добавились сейчас: «Новые люди», «Зелёная альтернатива» и «За правду». Новички вызывают особый интерес потому, что давно существующие непарламентские партии вызывают скепсис у избирателя. Ни одна из них в 2016 году не преодолела даже 3% барьер, дающий право на выдвижение кандидатов в регионах без подписей, а успехи в одном регионе могут быть связаны с субъективными факторами, не тиражируемыми на Россию, где был известный лидер списка, огромные деньги на маленький регион.

Теперь по результатам. Партия «Новые люди» владельца косметической компании Faberlic Алексея Нечаева прошла во все областные парламенты, где списки были зарегистрированы. «Зеленая альтернатива» Руслана Хвостова и Алексея Худелина - в двух из двух, «За правду» писателя и ведущего гостелеканалов Захара Прилепина – в одном из восьми, и «Партия прямой демократии» создателя популярной компьютерной игры World of tanks с миллионами пользователей Вячеслава Макарова - ноль из трех.

Начнем с хвоста. Неудача «прямых демократов» связана, прежде всего, с тем, что она практически не вкладывала средств в кампанию, видимо решив, что миллионы пользователей компьютерной игры автоматически перекочуют в избиратели. Известная ошибка: неполитическая популярность, будь то артист, танкист или спортсмен, не переносится на его партию. Партия власти может позволить себе разбавлять свой гигантский список такими «властителями дум», но «паровозами» они не бывают даже там. Тем более для нового проекта.

Слабое выступление «За правду» (в шести из восьми регионов они не вышли за пределы 2%, пройдя только в Рязанской области) связано с тем, что ее позиционирование как сторонников Путина и ярых критиков оппозиции делают ее сложно отличимой от «Единой России». Зачем нужна копия, если есть оригинал? «Зеленая альтернатива» чуть преодолела 5,36% в Челябинской области и прилично набрала в Коми (10,01%). Челябинская область с большим количеством построенных еще в СССР металлургических заводов одна из наиболее экологически проблемных в стране. Там есть угольная Коми, территория которой граничит со знаменитым Шиесом, юридически входящим в Архангельскую область. Но сомнительно, чтобы это будоражило умы в масштабах страны – на выборах в парламент в 2016 году другие экологи, РЭП «Зеленые», набрали менее 1%.

Настоящим триумфом выборы стали, однако, для партии «Новые люди». Они прошли барьер во все легислатуры, где баллотировались (Калужская область 8,08%, Костромская область 7,46%, Новосибирская область 6,92% и Рязанская область 5,69%). Выборы по партспискам в большинстве муниципалитетов отменены, но где остались – тоже был успех: Томск 15,02%, Калуга 10,1%. Видимо, преодолен барьер был и в известном злоупотреблениями Краснодаре, где под конец процент опустили его на сотые доли ниже 5%. При этом, в Калужской и Новосибирской области партия опередила «Справедливую Россию», а в городе Томске – еще и ЛДПР. Результаты могли бы быть еще выше, если бы не отказы в регистрации в Воронежской и Белгородской области. В ряде муниципалитетов, пострадало также много одномандатников. Кстати, по числу выдвинутых одномандатников партия была на пятом месте после четырех парламентских, что свидетельствует о значительном интересе к ней не только избирателей, но и кандидатов. Теперь, впрочем, на выборах в Госдуму подписи собирать им будет не нужно.

Каковы составляющие этого успеха? Начнем по нарастающей. Позиционирующая себя как оппозиционная и правоцентристская партия привлекла к себе внимание традиционного оппозиционного электората, в то время как прочие новые проекты занимали провластные или невнятные позиции. К примеру, в Томске – единственном городе, где «Яблоко» прошло по партспискам (9,34%) партия набрала в полтора раза больше, видна также корреляция успехов по одномандатным округам сторонников Навального в Томске и Новосибирске с успехом «Новых людей», несмотря на то, что некоторые оппозиционеры, ревнуя, повторяли заклинания о «спойлерстве» - опровергнутые прохождением в большинстве случаев. Еще важнее была готовность вложить в кампанию существенные средства и грамотно распорядиться ими. Во всех регионах участия были изданы многочисленные тиражи газет, вывешена наружная реклама, проведена реклама в социальных сетях. Многие иные партии почему-то считают, что средства доставки не нужны, избиратель будет за ними бегать сам. Но самым важным стал, говоря бизнес-языком, не «канал продажи», а качество товара. Таковым стала идея привлечения в политику тех, кто ранее в ней не участвовал и сильнейшая усталость от парламентской оппозиции, которая без видимых успехов сидит в Думе по 20-30 лет. Люди хотят не просто голосовать против «Единой России», но и голосовать за своих, за людей европейских ценностей (по социологии, при перечислении старых партий около 15% выбирали ответ «за другую партию», то есть запрос был давно).

Типаж избирателя партии хорошо пересекается с типажом их кандидата, который можно увидеть на сайте. Это люди молодого и среднего возраста, ранее не интересовавшиеся политикой и не состоявшие в партиях, очевидное большинство - с высшим образованием и проживающие в городах (статистически, в стране с высшим образованием около 25%, а в городах проживает около 70%). Интересная деталь – кандидаты партии, в основном, одеты в casual, то есть примерно так, как одевается обычный горожанин. Это не чиновник в галстуке, застегнутый на все пуговицы, не фрик в камуфляже с капустой в бороде. Не последнюю роль сыграла и личность лидера, создавшего новый бизнес с нуля, про которого нет иного компромата кроме как конспирологии из серии «кто за ним стоит», которую можно применить к любой партии, раз зарегистрировали, значит не просто так.

Можем ли мы гарантировать, что новые партии в парламенте появятся? Это зависит, прежде всего, от них самих. Но прошедшие выборы показали, что запрос очевиден. И этот запрос удовлетворяют «Новые люди», избиратели которых активные современные образованные люди, желающие перемен, лучшей жизни и с готовностью быть самим у руля и контролировать свою жизнь.