Блогбастер: как устроена российская блогосфера

Полина Колозариди о том, как появились и во что превратились отечественные блоги

Слово «блогер» вроде бы появилось недавно, но с ним все время что-то происходит. Блогеры казались героями 2000-х годов, но сейчас, когда уже заканчиваются 2010-е, о них по-прежнему говорят. Причем значение этого слова иногда меняется с точностью до наоборот.

О блогерах говорят как о циничных дельцах, которые наживаются на своей аудитории, и одновременно — как о бескорыстных авторах, которые создают непредвзятую картину мира. Блогеры кажутся очень свободными, ведь они не вписаны в правила игры СМИ. Но они зависят от платформ и своей аудитории.

Как появились блогеры

В России и в англоязычной среде блогеры появлялись по-разному. В России первые блоги были в 2000-х годах на платформах, связанных с дневниками: Livejournal (Живой Журнал), Liveinternet, Diary и других, менее крупных ресурсах. Люди постарше пользовались Livejournal, у Liveinternet и Diary была более молодая аудитория. На каждой платформе складывались свои форматы общения и негласные правила. У ранних пользователей Livejournal было несколько сообществ, из которых выросла среда русскоязычного Живого Журнала. В ней много говорили о политике, культуре, социальных проблемах, а вместе с этим — о событиях из жизни, котах, путешествиях и еще о чем угодно.

Англоязычные блоги в те же нулевые годы чаще были или более частными, или более публичными. На платформах вроде ЖЖ люди скорее обсуждали частную жизнь, а вот публикации о мире, политике и науке возникали на других платформах: Wordpress, Blogger. И на русском, и на английском языке стали говорить о «блогосфере» как аналоге публичной сферы. Но постепенно в этой сфере появилось столько всего нового, что объединять все в некое общее понятие все сложнее. Твиттер, Ютуб, Инстаграм, Телеграм, все это вместе со старыми платформами — огромное количество площадок, на которых люди пишут и говорят о чем угодно.

Но что общего у всех блогеров? Во-первых, блогеры пишут, говорят и показывают что-то в интернете публично, со всей ответственностью других публичных фигур. Во многих странах блоги приравниваются к СМИ даже в юридических аспектах. Но не весь интернет — публичное пространство. В мессенджерах или частных подзамочных аккаунтах люди могут сообщать друг другу что-то интимное или не подразумевать, что это прочитает или увидит неопределенный круг лиц. Блогеры, наоборот, имеют в виду возможность или необходимость публики. Есть и исключения: подзамочные записи, блоги, доступные только узкому кругу лиц. Но это требует уже специальной работы с настройками.

При этом высказывания блогеров часто связаны скорее с личным опытом. Бьюти-блогеры рассказывают о косметике, которую пробуют сами. Многие журналисты пишут свое личное мнение в Твиттере, а не в статьях. Хотя блоги ученых, политиков или предприятий — это часто вид профессиональной деятельности, ожидания от блогов все же не такие, как от чтения академической статьи или предвыборной программы. Постепенно это свойство может измениться, ведь часто блоги известных людей или корпораций ведут специально нанятые люди.

Cейчас блоги есть у коммерческих компаний, церковных приходов, у совсем маленьких детей, котов и лис, виртуальных персонажей. Кажется, что все обрели равенство в возможности высказывания и право голоса.

Сама идея всеобщего доступа к публичной речи была мотивом для развития блогов. Но на разных платформах возникает своя иерархия, и вовсе не любой голос слышно одинаково хорошо. Кроме того, в последние годы блоги все чаще заводят как бизнес. А на блогерских встречах обсуждают коммерциализацию, монетизацию и прочие вещи, совсем не свойственные ранней блогосфере.

Именно это несовпадение — между коммерческими блогами и тем образом блогера, который был мотором развития всей блогосферы нулевых годов — удивляет меня как исследователя больше всего. Дело в том, что мы с коллегами в клубе любителей интернета и общества изучаем то, как устроен интернет в разных городах России. И, конечно, блоги очень сильно отличаются от города к городу. Но то, что мы видим в них — блогеры для города стали очень важной частью медиа-среды, да и просто городской среды. И удивительно, что этого почти не видно, когда говорят о модных блогерах из Инстаграма или Ютуба. Для их описания исследователи даже используют другое название — инфлюэнсеры.

Стример, блогер, инфлюэнсер

Чем блогер отличается от инфлюэнсера? Инфлюэнсеры появились вместе с глобальными платформами, которые работают с визуальным контентом: Ютубом и Инстаграмом. Инфлюэнсеры могут работать в самых разных жанрах, так как они наследуют не блогерам, а скорее знаменитостям и звездам. При этом их деятельность проходит в уже более коммерциализированной среде.

Когда блогеры в ЖЖ стали размещать рекламу, это вызвало много споров. До сих пор старожилы платформы могут помнить шутку про магазин, который одновременно рекламировали сразу несколько популярных ЖЖ-персонажей. После появления, кажется, третьего поста о том, какой это отличный магазин, подписчики догадались, что видят проплаченный пост, стали возмущаться и писать в комментариях «утя-утя». Сложно представить себе, что в 2019 году кто-то возмущается рекламе в Инстаграме, например.

Но есть и еще одно важное отличие: инфлюэнсеры появились, когда уже много людей в крупных и богатых странах пользовались интернетом. Интерфейсы уже стали очень простыми, и чтобы рассказать о себе миру, не нужно было изучать языки программирования.

Инфлюэнсерство требует других навыков: работы с фотографиями, текстами и видео, умения общаться с аудиторией. Ведь это тоже немалый эмоциональный труд. Важно понимать и особенности популярности на платформах: часто слава там быстротечна, она не сохраняется так долго, как популярность поп-звезд, и скорее основана на быстрой реакции, чем на планомерной стратегии. Исследовательница Екатерина Колпинец объясняет: это связано с тем, что инфлюэнсер работает с аудиторией и больше всего зависит именно от ее реакции: «Получать массовую обратную реакцию от других влогеров — значит быть знаменитым. Если ты попадаешь в обзоры и топы, на тебя записывают «реакцию», «пародию» или тебе звонят «пранкеры», то ты, определенно, добился успеха».

Есть еще одно понятие с таким же калькированным на русский язык названием — стримеры. Стримеры используют формат видеотрансляций. Например, когда люди вместе в режиме «здесь и сейчас» наблюдают за тем, как один человек играет в компьютерные игры. Многие знают этот опыт в реальной жизни, когда просто наблюдали за тем, как друзья играют в приставку или игру на компьютере, подбадривая или советуя «туда ходи, сюда не ходи». Но стримеры сегодня собирают огромные аудитории, причем, как показывает исследование http://internetbeyond.net/ Александра Суслова и Ирины Ксенофонтовой,

основной навык стримера — это не столько личная харизма, сколько умение организовать время и занять чем-то свою публику. Это что-то напоминающее скорее салоны XIX века, чем роль звезд эстрады.

Блогер в российском городе

В исследовании городских блогеров мы смотрели на то, как устроены городские площадки, где люди обсуждают свою жизнь, события в городе, политику, экономику и культуру. И обнаружили, что площадки и темы могут очень сильно отличаться.

Где-то, как в Казани или Омске, популярны телеграм-каналы. Они похожи на самые старые блоги: часто анонимные, с большими текстами, а вместо обратной связи — коллективные чаты. В каналах обсуждают городские проблемы, жалуются на власть или говорят о большой политике. Нередко, например, в Уфе, что-то очень похожее происходит в ЖЖ. Получается, что люди подстраивают под свои нужды удобную площадку, и когда она уже есть, не спешат переходить к чему-то новому просто потому, что это новое существует.

В Астрахани, например, все наоборот: там целых три Ютуб-канала о городских проблемах. Причем в некоторых городах такие каналы делают люди, связанные с журналистикой, и получается, что более старые СМИ превращаются в новые. А иногда, как в Ставрополье, все появляется «с нуля». Кстати, бывает, что блогерами становятся люди, которые уже состоялись в другой ипостаси. Например, как в Благовещенске, священники или работники в городской администрации.

Во многих городах есть коллективные проекты, очень похожие на то, что я описываю как блоги. Где-то люди вместе пишут на форумах: так устроен дальневосточный (а точнее владивостокский, но популярный во всем регионе) форум drom.ru. На нем изначально продавали и покупали машины, обсуждают все на свете, есть свои лидеры мнений в разных темах и неформальные правила.

Где-то коллективные блогерские проекты организуют и во Вконтакте, а в Кирове есть площадка для блогов под названием 7х7.

Получается, с блогами произошла довольно необычная история: всего лет за пятнадцать это явление стало таким громадным, что не вместило в себя все возможные способы общения, которые появляются в интернете.

Но не все блоги стали исключительно коммерческими. На уровне отдельных городов, да и страны в целом, остаются важными блоги как любительские проекты самого разного рода, где люди рассказывают о своем опыте, что-то вместе изучают и придумывают.