Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Россия в растерянности: почему народ ее не ценит

Дмитрий Петров о разнице между сплоченностью и стабильностью

У россиян нет общих ценностей, считают социологи. Никаких. Кроме здоровья и семейного счастья. Что и говорить: и то, и другое важно. Но мало для всеобщего единения. А нужно ли оно?

Здоровье и счастье – это хорошо. Но как же консолидация? Где сплоченность? – тревожатся иные эксперты. А еще их беспокоит, что, судя по итогам исследования группы «Циркон», независимость и свобода важны лишь 38% опрошенных. А любовь к родине – 18. На таких процентах цемент консолидации не замешаешь. Но вот вопрос: а надо ли замешивать? Так ли она нужна – консолидация? И если – да, то кому? И зачем?

Не спеша с ответами, допустим – нужна. Ну, скажем, политикам. Они любят, когда сподвижников ведут ценности. И чем их больше, тем лучше: не надо платить за каждый приход на мероприятие и аплодисмент. Кинул клич – массы отзываются. Мечта!

Но – не выходит. Потому что спектр ценностей россиян, – считают социологи, – так широк, что приверженцев у каждой мало. А иные вообще исключают друг друга. И чреваты не спайкой, а дракой. А это мешает создавать группы сплоченных сторонников.

Пример – итоги нового опроса «Левада-центра»: 86% говорят: «Крым наш», 45 – хотят замирения с Западом. И то, и другое – ценности? Да. А можно так, чтоб и «Крым наш», и дружба с Западом? Нет. Какая уж там сплоченность?

48% россиян, сообщают исследователи, в последнее время участвовали в одном общем гражданском действии – выборах. 26 – в субботнике. Девять – были волонтерами. Два митинговали. Столько же состоят в общественных движениях. При этом 75 готовы на союз с кем-то, при отсутствии ценностных противоречий. То есть если завтра пожар, будут тушить вместе. Но от «тушить вместе» до сплоченности – далеко.

Впрочем, думаю, многим политикам легко принять эту нехватку. Нет – так нет: займутся популизмом, т.е. обратятся не к ценностям, а к текущим запросам публики (пусть это и тревожит тех, кому важна верность идейным клише). Или, как считает видный российский социолог Игорь Задорин, покажут свою креативность – способность к выдумке.

Так то ж – обычные политики. А для высшего слоя элит консолидация уже сколько лет – одна из главных тем. Она – «ключевое условие преодоления трудностей». Для нее создали партию «Единая Россия» (как выяснилось на ее предвыборном съезде 2016 года). После президентских выборов 2018 года еще раз была публично подтверждена важность «активности и консолидации <…> в ситуации непростых внутренних и внешних вызовов». Да и «поставленных целей мы сможем добиться… при сплоченности общества, готовности всех граждан России достигать успехов…»

Но где ценностные основания для сплоченности и готовности?

Социологи объявляют: их нет. Заставить разделить ценности силой – невозможно.

И хотя специалисты по управлению массовым выбором говорят, что их можно внедрить, это так долго и до того дорого, что даже ценника на эту услугу нет. Да и не услуга это, а рискованное вложение с неизвестной рентабельностью. Но, как считает глава «Левада-центра» Лев Гудков – над этим работают: например, транслируя в наше сейчас преданья старины глубокой, попутно их редактируя – делая светлее и годами толкуя об острой нужде в объединяющей национальной идее.

Но разве ценности и объединяющая идея – одно и то же? Да, порой кое-где они могут совпасть. Но все же это – разные вещи.

«Философская энциклопедия» гласит: «Национальная идея – это систематизированное обобщение национального самосознания… определяющее смысл существования того или иного народа…» А опыт учит: благополучные свободные народы не очень заботит смысл существования. Как и самосознание. Зато их ищут вожди тоталитарных систем. Для народов, у которых большие проблемы. Потому что без идеи, несущей цель, способную спаять их в соборную купность – никак нельзя.

Муссолини объявлял: «Все женщины и мужчины Италии готовы идти в мир целей, стоящих перед нами…» Геббельс объяснял: «если идею внедрить во все сферы жизни, она станет мировоззрением. Цель организации несущей мировоззрение – править от имени нации». «Новая национально-историческая общность – советский народ» пела о «победе бессмертных идей коммунизма». Но цель оказалась ложной. Идеи свистнули и улетели. И певцам пришлось натянуть их на истукана со звездами, серпами и молотами.

А что же демократии? Им что – не нужна национальная идея? История учит: нужна. Но редко. Во время больших войн и неизбежного совместного противостояния угрозам, она может временно сплачивать силы, даже идейно чуждые друг другу. Так в 30-х годах ХХ века в ряде стран формировались антифашистские Народные фронты, а в них входили партии, нередко враждебные друг другу. В 1939-45 годах в Англии и США национальной идеей стала победа над нацизмом. В покоренных демократических странах – сопротивление и освобождение. То есть идея на время совпала с их ценностями. А после победы – ушла.

Где сейчас она во Франции? Где в Штатах? Может это art de vivre – искусство жить? Или free at last – свободен, наконец? Нет. Это – основанные на ценностях жизни и свободы девизы брендов «Франция» и «США». А национальной идеи там нет. Разные идеи во множестве меняются и конкурируют, а вот ценности постоянны. Но они – не скрепы для балок общественного здания, а его фундамент. Кстати, если что – то на нем его можно сравнительно быстро восстановить.

Тоталитарные системы, сочетая идеи и насилие, добились сплоченности. Но рухнули. И сейчас, как считал философ Александр Пятигорский, уже невозможны. Но он же учил: «могут возникнуть формы и почище тоталитаризма». Возможно, их проектирование уже идет. И у какого-нибудь неототалитаризма уже есть запрос на сплоченность.

Ее при умелом использовании дают идеи. А ценности дают устойчивость. Стабильность. Например – вписанные в «Хартию об основных правах» и в Маастрихтский договор о создании ЕС: «уважение человеческого достоинства, свободы, демократии, равенства, правового государства, соблюдение прав человека, включая права меньшинств». Плюс «мир, безопасность, устойчивое развитие, солидарность и взаимное уважение народов, свободная и справедливая торговля, искоренение бедности, права ребенка, соблюдение международного права». Признана ценностью и жизнь: «никто не может быть подвергнут… смертной казни». А также «пыткам, бесчеловечному или унижающему достоинство обращению и наказанию».

Несмотря на то, что демократии не всегда были демократиями, и иные их граждане унаследовали дурные привычки прежних эпох, эти списки отражают ценности, разделенные большинством граждан стран, подписавших эти документы.

То есть это не только декларация, но и основа политики. Отступать от нее нельзя.

А в остальном – свобода. Даже имея дело с вызовами малых войн, террора, социальных конфликтов или депрессии, демократии не ищут спайки вокруг национального лидера или идеи.

Менять привычки масс можно. Для этого нужны умение, комфортная среда и два-три десятилетия демократии. Но у России и их не было. В итоге кто-то пляшет «степ», а кто-то жаждет «скреп». Один телеведущий вещает, что национальная идея не только нужна, но и «есть, но не озвучена и не сформулирована». Другой считает, что народ объединит правда. Но где идея и в чем правда – молчат. А единства как не было, так и нет.

Ситуация ему не способствует: хозяйство в кризисе. Пять лет падают доходы. Институт Гэллапа установил: каждый пятый хочет уехать. Постоянное беспокойство, сообщает Левада-центр, испытывают 56% россиян. Депрессию, усталость, растерянность, обиду и нужду – 64%. А 59% – по данным службы Security Radar – боятся войны.

Россиян объединяет тревога. И, конечно, тяга к здоровью и семейному счастью.

Так, может, здесь их надо поддержать? Оставить хлопоты о сплочении, а спросить: близки ли им ценности человеческого достоинства, свободы, демократии, равенства? А также мир, безопасность, развитие, взаимное уважение, соблюдение международного права, искоренение бедности и стабильность. И – да, конечно – жизнь.

А если они ответят «нет»?
Тогда – продолжить работу.

Новости и материалы
Пентагон опроверг отправку военных советников США на линию фронта на Украину
Россиянам рассказали, какое вещество в шашлыке вызывает рак
Онколог Черемушкин: при жарке мяса в нем образуется канцероген бензапирен
Названы заболевания, которые могут перерождаться в рак
Фиктивно трудоустраивавшую мигрантов ОПГ накрыли в Челябинске
В Канаде ввели санкции против военного руководства Ирана
Игрок клуба РПЛ заявил, что ему без разницы, кто станет чемпионом
Лукашенко освободил Косинца от должности своего помощника
Ученые выяснили, что потепление Арктики смягчает пылевые бури в Азии
Стало известно, как дрожащие руки влияют на риск деменции
В США сравнили помощь Украине и российскую военную мощь
Найден способ лечения рака без тяжелых побочных эффектов
Каждый второй россиянин стал подписчиком онлайн-кинотеатров
Экс-игрок «Зенита» сомневается в очередном чемпионстве команды
Российские космонавты развернули радиолокатор в открытом космосе
Курганец предпочел отправиться в колонию вместо обязательных работ на воле
Шойгу прибыл с рабочим визитом в Астану
Найдены пищевые добавки, связанные с риском диабета
Игрок клуба РПЛ рассказал о накопившейся злости на «Зенит»
Все новости