Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Русская карта для украинцев

Иван Шемякин об использовании польского опыта во взаимоотношениях с Украиной «после войны»

С 2008 года Польша выдает имеющим польское происхождение гражданам стран СНГ и Прибалтики карту поляка. Этот документ, подтверждающий, как сказано в соответствующем законе, «принадлежность его владельца к польскому народу», дает ряд прав и привилегий, не предполагая при этом автоматического получения гражданства. России имеет смысл внимательно присмотреться к польскому опыту: он может стать элементом прагматичных отношений с Украиной «после войны».

Карта поляка изначально задумывалась как механизм поддержания связей Польши с проживающими в странах бывшего СССР этническими поляками и их потомками, оказавшимися в результате катаклизмов ХХ века за пределами послевоенных границ польского государства. Проводившее закон о карте поляка консервативное правительство Качиньского видело в нем инструмент мягкой силы, позволяющий Польше усилить свое влияние в странах польской диаспоры, прежде всего на Украине, в Белоруссии и в Литве.

В соответствии с законом, карта поляка может быть вручена человеку, который не только доказывает знание польского языка и представляет доказательства польского происхождения хотя бы одного из родителей, дедушек и бабушек либо двух прадедушек или прабабушек, но и подписывает декларацию о своей «принадлежности к польской нации».

Карта поляка выдается польским консулом. Он проводит собеседование, проверяя знание языка, а также «польских национальных и культурных традиций».

В случае особых заслуг аппликанта перед Польшей консул может не настаивать на выполнении им всех критериев, установленных законом для получения карты поляка.

Карта дает право на получение бесплатной визы при посещении Польши; право работать в стране без наличия специального разрешения на работу, необходимого по польским законам для остальных иностранцев; право учреждать в Польше компании на тех же основаниях, что и ее граждане; право на получение бесплатного образования, а также в неотложных случаях бесплатных медицинских услуг; скидку 37% от стоимости билетов в общественном транспорте, включая железнодорожный; бесплатный доступ в государственные музеи.

Польша не раскрывает количество лиц, получивших такую карту. По различным оценкам, речь может идти о нескольких сотнях тысяч, в основном из западных областей Украины и Белоруссии.

Наблюдения автора этих строк во время поездки в Белоруссию показывают, что и в Минске, и в Бресте, и особенно в Гродно картой поляка владеют многие, несмотря на нескрываемое недовольство белорусских властей.

В последние годы закон о карте поляка и фактический механизм его применения претерпели важные изменения. Во-первых, реальные критерии «польскости», если верить отзывам получивших карту, по факту смягчаются: требуется знание языка лишь в объеме, необходимом для прохождения собеседования в консульстве (для подготовки к нему развернута сеть специальных языковых курсов); условие, чтобы польский язык являлся для аппликанта родным, стало носить декларативный характер. Во-вторых, выдача карты поляка все в большей степени становится фактором не столько культурной, сколько социально-экономической политики, стимулируя иммиграцию в Польшу людей близкой культуры.

В мае 2014 года в польское законодательство были внесены положения, облегчившие владельцам карт поляка получение вида на жительство в стране и в перспективе гражданства. С 2016-го для них упрощено получение гражданства Польши в случае проживания в стране более одного года.

1 января 2017 года вступило в силу изменение в закон, согласно которому обладатель карты поляка, подавший заявление о предоставлении вида на жительство в Польше, и его супруг(-а) в течение 9 месяцев получают пособие (первые 3 месяца — 50% минимальной зарплаты, последующие 6 месяцев — 30% минимальной зарплаты плюс половина названных сумм на каждого несовершеннолетнего ребенка) независимо от получаемого в это время иного дохода. Фактически это означает, что для владельцев карты поляка получение польского гражданства становится вполне достижимым:

имея карту поляка, можно получать пособие, искать работу в Польше и рассчитывать на вид на жительство; имея вид на жительство, можно через год получить гражданство этой входящей в Евросоюз страны.

Политика привлечения именно целевой группы мигрантов дает свои плоды. По данным польского министерства семьи, труда и социальной политики, польские компании в 2016 году приняли на работу 1,3 млн работников, которые приехали с Украины, из Белоруссии и Молдавии (рост на треть по сравнению с 2015 годом).

При этом доля выходцев с Украины — 94%. Польские источники отмечают, что если раньше украинцы в Польше в основном работали как сезонные сельхозрабочие (60% трудовых мигрантов в 2010 году), то сейчас доля занятых в сельском хозяйстве снизилась до 27%, а основная масса украинцев работает в строительстве, в обрабатывающей промышленности, на транспорте, в гостиничном бизнесе.

В 2016 году Польша выдала рекордное количество разрешений на постоянное проживание — более 123 тысяч, и опять же подавляющее большинство (83%) получили граждане Украины. Польские политики объявили о подготовке изменений миграционного законодательства страны, прямо ориентированных на жителей Украины и призванных стать, по словам польского заместителя министра развития Ежи Квециньского, «эффективным ответом на демографический кризис в Польше».

Зачем России польский опыт?

Прежде всего, он может помочь перевести противостояние с Украиной из плоскости борьбы за территорию в плоскость борьбы за умы и души людей, что как минимум позволяет обойтись без военного конфликта.

Выдача карт соотечественника видится рациональной формой культурной интеграции с Россией жителей ДНР и ЛНР после прекращения конфликта в Донбассе и замирения с Украиной (автор исходит из того, что Россия не собирается присоединять Донбасс).

Ведь делать после окончания такого конфликта вид, что «ничего, собственно, не произошло», что все вернулось в 2013 год, что нас, Россию, больше ничего не связывает с населением Донецкой и Луганской областей Украины, невозможно.

При этом альтернатива в виде двойного гражданства противоречит украинскому законодательству и точно не будет принята Украиной. Карта соотечественника, понимаемая как механизм культурной и (отчасти) экономической, но не политической интеграции тяготеющих к России жителей Украины (подчеркнем: людей, а не территорий!), вполне может быть приемлемым решением.

Можно рассчитывать, что и США, и Евросоюз примут этот вариант хотя бы как меньшее зло по сравнению с массовой раздачей российских паспортов жителям ЛНР и ДНР. В пользу его допустимости говорит использование аналогичного механизма одной из стран ЕС: будет странно критиковать Россию, если она станет выдавать гражданам Украины карты соотечественника, руководствуясь примерно теми же критериями, что и входящая в ЕС Польша, активно выдающая им карты поляка.

Наконец, карта соотечественника может стать инструментом развития экономики нашей страны, особенно в условиях пусть еще очень слабого, но все же наметившегося экономического роста.

Нужно осознать, что демографические проблемы России уже становятся для российского бизнеса не абстрактными, а вполне конкретными, сегодняшними проблемами (заметим в скобках: в Польше ситуация аналогичная, хоть и вызванная другой причиной — массовым отъездом поляков в страны Западной Европы после введения фактически единого рынка труда в Евросоюзе).

Сегодня России выпал, как Израилю в период распада СССР в начале 1990-х годов, уникальный шанс: в силу масштабных изменений в соседней стране появилась возможность массового привлечения мигрантов с желаемыми характеристиками. Речь может идти в первую очередь о временной (трудовой) миграции, хотя, как и в случае Польши, целесообразно содействовать и иным ее формам, предполагающим переселение в Россию и в перспективе получение нашего гражданства. Данное решение снизит остроту наших демографических проблем, поможет пройти яму, вызванную катастрофически низкой рождаемостью 1990-х годов и малочисленностью поколений, входящих сейчас в трудоспособный возраст.

В России предложения о введении аналога карты поляка рассматривались (законопроект о «карте русского» в 2008 году, предложения 2015 года о «карте соотечественника» и т.д.), но не были реализованы из-за отрицательной позиции профильного ведомства — МИДа.

МИД можно понять: он отвечает за отношения с зарубежными странами, а эти страны, очевидно, не будут приветствовать появление документа, свидетельствующего о двойной лояльности их граждан — не только стране проживания, но и России. Это серьезный аргумент. Но нынешние отношения с Украиной ухудшить трудно. Поэтому есть смысл вести речь не обо всех постсоветских странах, а именно об Украине, приняв отдельный закон «О соотечественниках на Украине». Там же описать упрощенный порядок получения гражданами Украины российского гражданства в случае иммиграции в нашу страну, как недавно предлагала уполномоченная по правам человека в России Татьяна Москалькова.

Особую роль карта соотечественника может сыграть, если (скорее, когда) Украина введет для россиян въездные визы.

Лучше всего, конечно, на такое введение ответить асимметрично, не только не вводя визы для украинцев, но, наоборот, радикально облегчив им переселение в Россию и получение гражданства.

Но если все же будет принято решение ввести визы, то владельцы карт соотечественника могли бы, как в Польше, иметь возможность упрощенного и бесплатного их получения.

Еще один важный элемент польского опыта, который целесообразно было бы использовать и нам, состоит в том, что карта поляка может также даваться несовершеннолетним детям владельца карты с согласия обоих родителей. «Наши» на Украине — это не только советские поколения, и с уходом последних в силу возраста из активной общественной жизни связь жителей Украины с Россией не должна прерваться.

Каковы могут быть критерии для получения карты соотечественника жителями Украины?

Понятно, что, в отличие от поляков, ни чисто этнический, ни чисто языковый принцип не подходят: этнический необоснованно сужает число «наших», тогда как языковый необоснованно расширяет.

Думается, что пытаться сразу предусмотреть все критерии неправильно: они могут быть выработаны со временем, путем внесения изменений в закон. Для начала карту соотечественника можно было бы предложить следующим категориям граждан Украины.

Жителям Донецкой и Луганской областей.

Всем гражданам Украины, на законных основаниях отработавшим в России, включая сезонную работу, не менее определенного периода времени (скажем, полгода) после марта 2014 года. Люди, продолжающие работать в нашей стране, невзирая на ожесточенную антироссийскую пропаганду, с большой вероятностью не являются для нас чужими, даже если они родом с запада Украины, как многие нефтяники-вахтовики.

Участникам ориентированных на граждан Украины олимпиад по русскому языку, культуре и истории — нашей общей истории, набравшим выше определенного балла. Такие олимпиады можно было бы проводить в приграничных Белгороде, Симферополе, Воронеже и Ростове, а также в Москве, запустив в интернете курсы подготовки к ним. При этом победителям олимпиад сразу давать вид на жительство и возможность бесплатного поступления в российский вуз, а через полгода или максимум год — российское гражданство.

Крымским татарам, желающим переехать с Украины в Россию, в частности вернуться в Крым.

Крым — российская территория, и крымские татары, признающие это, — наши соотечественники.

Гражданам Украины, владеющим дефицитными рабочими специальностями и имеющим определенный стаж работы по такой специальности. Владельцам карт соотечественника данной категории за каждые шесть месяцев, проработанные в России по специальности, можно было бы начислять бонусные баллы, которые по прошествии пяти лет могли бы использоваться по аналогии с материнским капиталом — на оплату в России ипотеки, обучения детей и т.д.

Наконец, владельцам наиболее ценных навыков по аналогии с победителями олимпиад следует сразу давать вид на жительство в России, а затем и гражданство.

Прямо из польского закона, заменив «польский» на «русский», следует переписать пункт о том, что основанием для выдачи карты аппликанту могут быть его «активные действия по продвижению польского языка и культуры либо защите интересов польского меньшинства» на Украине.

В список обязательных критериев получения карты соотечественника необходимо внести аналог пункта из польского закона об «отсутствии зафиксированных действий или высказываний, преследующих цель нанести прямой или косвенный ущерб польскому государству, его политике и имиджу», а также, естественно, владение русским языком.

Конкретный список преимуществ, предоставляемых владельцу карты соотечественника, первоначально мог бы примерно соответствовать польскому аналогу.

При этом в наших условиях следует сделать упор не на денежных пособиях, а на льготах, связанных с медицинской страховкой и доступом к бесплатному образованию.

И главное: карта соотечественника должна давать, в случае готовности ее владельца к переезду в нашу страну, упрощенный доступ к получению вида на жительство в России и в недалекой перспективе — к получению российского гражданства.