Новая Дума: первый месяц работы

Алексей Макаркин 10.11.2016, 00:00
Максим Блинов/РИА «Новости»

Новый состав Государственной думы работает всего месяц, но уже сейчас видно, что в его деятельности есть элементы как преемственности, так и новизны.

Вначале о преемственности. Хотя, в отличие от прошлой Думы, в нынешней у «Единой России» конституционное большинство, это не повлияло на распределение руководящих постов в парламенте. Правящая партия поделилась со своими оппонентами должностями — «единороссы» возглавляют 13 парламентских комитетов, столько же председательских мест получили представители думской оппозиции. Таким образом, представители КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России», несмотря на сокращение количества полученных ими депутатских мандатов, не могут пожаловаться на дискриминацию. Теперь парламент является не только «местом для дискуссий», но и площадкой для согласования различных интересов.

Обращает на себя внимание тот факт, что ЛДПР впервые в своей истории получила один из ключевых думских комитетов — международный. В то же время КПРФ потеряла комитет по обороне, но, думается, военные не будут в обиде — его главой стал один из наиболее известных российских военачальников, Владимир Шаманов. При нем комитет уже дал критичный отзыв на внесенный правительством законопроект о бюджете, настаивая на более существенном повышении пенсий военнослужащим и на индексации денежного довольствия.

Впрочем, председательские места в комитетах — это не только своего рода «приз» за прохождение в Думу, но и ответственность за результаты работы, которую оппозиция разделяет с властью.

В ходе избирательной кампании звучало много критики в адрес правительства — теперь оппозиция получает возможность продвигать реальные предложения, причем в значимых для них сферах. Например, «Справедливая Россия» и на федеральных, и на региональных выборах акцентирует внимание на темах тарифов ЖКХ и платы за капитальный ремонт — и в нынешней Думе получила комитет по ЖКХ. Кроме того, она является основным критиком политики Центробанка среди парламентских партий — примечательно, что ее представитель сейчас возглавляет комитет по финансовым рынкам.

ЛДПР успешно использовала в ходе думской избирательной кампании социальную тематику — вполне закономерно, что одним из комитетов, которым руководит «жириновец», стал основной социальный комитет — по труду, социальной политике и делам ветеранов. Через него проходит основное количество инициатив социального блока правительства. КПРФ получила второй по значимости социальный комитет — «семейный», что традиционно важно для левой партии, отстаивающей идеи социальной справедливости. Еще один немаловажный аспект — депутат от КПРФ стал председателем аграрного комитета. Село, правда, сейчас голосует за власть, но партия Геннадия Зюганова всячески подчеркивает свое внимание к российскому крестьянству (и в 1990-е годы политическим партнером КПРФ долгое время была Аграрная партия России), у коммунистов неплохие связи в среде ученых-аграрников. Примечательно, что глава комитета Владимир Кашин является академиком Российской академии сельхознаук.

Сохранение паритета между «Единой Россией» и парламентской оппозицией в руководстве комитетов было положительно воспринято россиянами. По данным опроса фонда «Общественное мнение» (ФОМ), 75% респондентов считают это правильным. Наиболее популярными оценками, которые высказывали участники исследования, были следующие: «В Думе должны быть представлены разные мнения, в споре рождается истина», «Это признак демократии, у нас многопартийная система», «Каждая партия представляет интересы части граждан, в Думе должна быть отражена ее позиция».

Теперь о существенных изменениях — несмотря на непродолжительное время работы новой Думы, они уже очевидны.

Во-первых, отменено голосование по доверенности. Это решение должно повысить престиж депутатского корпуса — понятно, что «картинка», на которой в полупустом зале несколько десятков народных избранников усердно голосуют за отсутствующих коллег, не способствовала росту авторитета Думы. Неудивительно, что, по данным ФОМ, это решение было поддержано 79% россиян.

Примечательно, что отмена голосования по доверенности вызвала первую оживленную дискуссию в новой Думе, завершившуюся компромиссом. Вначале лидер фракции КПРФ Геннадий Зюганов подверг эту инициативу критике, посчитав, что новый порядок «привязывает» депутата к его рабочему месту в Москве. В результате обсуждения оппозиционные фракции согласовали с «единороссами» набор уважительных причин отсутствия депутатов в зале заседаний (их немного: временная нетрудоспособность, нахождение в официальной делегации или командировке по решению совета Думы, оформленная председателем Думы по просьбе руководителя фракции командировка в регион). После этого поправки получили консенсусную поддержку — 438 голосов «за».

Интересно, что отмена голосования по доверенности на федеральном уровне становится примером для региональных законодателей. Соответствующие поправки в регламент были в ноябре внесены на рассмотрение законодательного собрания Нижегородской области — причем интересно, что депутатом от КПРФ.

Также принято решение об отмене голосования по доверенностям на заседаниях комитетов. Здесь демонстрационного эффекта нет — в отличие от пленарных заседаний, работа комитетов не показывается по телевизору. Здесь важнее другое: если теперь всем депутатам придется ходить на заседания своих комитетов, то вряд ли они захотят выполнять там декоративную функцию.

Еще один немаловажный аспект — Дума демонстрирует, что готова более требовательно подходить к взаимоотношениям с правительством.

Первым делом она провела развернутые слушания по основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики, сформировала перечень рекомендаций к правительству и поставила вопрос о том, чтобы в дальнейшем они приобрели обязательный характер. Характерно, что слушания вел председатель Госдумы Вячеслав Володин, в них приняли участие не только депутаты и чиновники, но и представители регионов, профсоюзов и предпринимательских объединений. Теперь министерствам и ведомствам придется активнее обосновывать свою позицию, вступать в идеологические споры и прислушиваться не только к правящей партии, но и к оппозиционным силам, которые возглавляют парламентские комитеты. Причем в ряде случаев «единороссы» (особенно участники «Общероссийского народного фронта», которых в Думе около восьми десятков) могут быть более требовательными по отношению к правительственным ведомствам, чем думские оппозиционеры.

Судя по первым неделям работы Думы, она избавляется от ярлыка «бешеного принтера». Депутаты занимаются теми вопросами, решения по которым от них ждут избиратели и регионы: бюджет, налоги, социальные выплаты, медицина. Такая рутинная работа вряд ли может привести к большим сенсациям, но именно она является наиболее полезной и будет способствовать реальному росту влияния законодательной власти.

Автор — первый вице-президент Центра политических технологий