Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Затрат на рубль, доход — на два

Ольга Гулина о том, почему мигранты могли бы стать для России золотой жилой

Ведущие мировые страны дискутируют о подходах к миграции, многие уже меняют свою миграционную политику. Какую политику в этой сфере проводит сегодня наша страна, не может сказать даже специалист. Все важные решения принимаются ситуативно и в ручном режиме. Тем временем мнение, что Россия не страна иммиграции и никогда ею не будет, глубоко ошибочно, считает Ольга Гулина, директор Института миграционной политики.

Каждый 37-й житель нашей планеты — международный мигрант, а каждый 113-й — беженец или лицо в поисках убежища. Усиление мобильности, увеличение миграционных потоков и возрастание связанных с ними угроз заставляют современные государства обратить особое внимание на заявленную ими миграционную стратегию и, как следствие, проводимую политику.

Япония, миграционная стратегия которой десятилетиями опирается на постулат о «щедром кошельке и закрытых дверях», увеличила количество финансовых взносов в УВКБ ООН и другие международные институции по поддержке мигрантов (сегодня Япония входит в пятерку стран – лидеров по количеству взносов), сохранив при этом строгий лимит на расселение иностранцев на своей территории.

Миграционная стратегия Франции, сформулированная в 2006 году, закрепила выборочную политику республики в отношении вновь прибывающих мигрантов, установила обязательное участие вновь прибывающих в языковых и ориентационных курсах, включая подписание интеграционного контракта, и объявила о взаимодействии и сотрудничестве со странами – поставщиками мигрантов.

Миграционная стратегия Германии, сформулированная лозунгом Ангелы Меркель «Мы справимся» (Wir schaffen das), привела к серьезному переформатированию миграционной политики страны в 2014–2016 годах.

В России концепция государственной миграционной политики была подписана президентом в 2012 году, но ответить на вопрос, какую стратегию избрала страна в обозначенный документом срок, до 2025 года, — «политику закрытых дверей», «селективной, выборочной миграции» или «стимулирования иммиграции», — сегодня затруднятся даже специалисты.

И дело даже не в том, что на бумаге у страны есть миграционная концепция, а на практике ее нет, а в том, что регулирование внутренних и внешних миграционных потоков в России — это дело случая или, вернее сказать, решение одной задачи, выполнение которой необходимо в какой-то один конкретно взятый момент.

Охлаждение в российско-турецких отношениях ознаменовалось запретом для российских работодателей привлекать к труду на территории России мигрантов из Турции. А украинский кризис и возросшие потоки гуманитарных мигрантов с востока Украины в Россию способствовали развертыванию на территории страны беспрецедентных мер поддержки — был создан 321 центр размещения беженцев в 69 регионах России. Однако статус беженца, который дает право трехлетнего законного нахождения на территории Российской Федерации, право на медицинскую помощь и открывает доступ на рынок труда, в 2014 году на территории Российской Федерации получили чуть более 200 граждан Украины.

Остальные обратились за временным убежищем, подали заявление на участие в государственной программе переселения соотечественников, приобретение российского гражданства в упрощенном порядке, выкупили патенты. Вне зависимости от правового статуса все они столкнулись со сложностями в признании их образования или квалификации на территории России. При этом в соседней Белоруссии по указу президента гуманитарные мигранты из восточных областей Украины получали признание образования и полученной квалификации и устраивались на работу в упрощенном порядке.

Вот и получается, что бюрократические проволочки и «неповоротливость» миграционного менеджмента в России не позволили стране в полной мере воспользоваться потенциалом людей, исторически, культурно и лингвистически близких к россиянам.

Миграционная политика современной России направлена на обслуживание узкопрофильных, лоббируемых отдельными группами интересов без учета кратко- и долгосрочных перспектив страны, человеческого фактора и вообще всего происходящего в мире.

Правильный и успешный менеджмент внешних миграционных потоков — это и механизм влияния государства на внешней арене. Сегодня этот механизм применяют в своих интересах Турция, выступающая европейским форпостом по наплыву мигрантов с Ближнего Востока и из стран Африки, Израиль, где внешняя иммиграция — составная часть истории современного государства, и другие. Проведение грамотной и гуманной миграционной политики могло бы способствовать и внешнеполитическим успехам России. Какой бы безумной ни казалась для большинства россиян идея принятия и размещения гуманитарных мигрантов из регионов, охваченных войнами и конфликтам, на территории России, у нее по крайней мере есть две позитивные составляющие.

Во-первых, проведение подобной программы в жизнь способно повысить уровень России на международной арене. Инициативность России и создание специальной программы по переселению лиц, нуждающихся в убежище, способно стать демонстрацией гуманитарной мощи страны, готовой принять и разместить гуманитарных мигрантов. Во-вторых, запуск подобной целевой программы способен разрешить внутренние проблемы отдельных регионов, где на протяжении последнего десятилетия плотность расселения и убыль населения являются факторами, угрожающими национальной безопасности и стабильности страны.

В настоящее время плотность населения России — 8,4 человека на 1 кв.км. Это в 18 раз ниже, чем в Китае, в 14 раз ниже, чем в Европейском союзе, и в шесть раз ниже, чем среднеарифметическая плотность населения в мире.

Сегодня в Дальневосточном федеральном округе проживают 6,2 млн человек, а в Сибирском, куда входит Забайкальский край, — 19,3 млн, притом что население трех китайских провинций — Хэйлуньцзян, Гирин и Внутренняя Монголия, — граничащих с российской территорией, насчитывает более 100 млн жителей. Поэтому обсуждать соглашения правительства Забайкальского края и китайских компаний о передаче последним в аренду на 49 лет участков российской земли для их освоения и обработки, конечно, можно, но бесперспективно, ведь другого человеческого капитала для освоения этих территорий у России, 79% населения которой проживает в европейской части страны, нет.

В последнее время принято говорить, что жесткая линия миграционной политики России связана с передачей функций миграционного контроля от ФМС к главному управлению по вопросам миграции МВД РФ. Несомненно, изменение институциональной и правовой юрисдикции органа, ответственного за проведение миграционной политики в стране, может сыграть свою роль. Однако, как показывает практика, не столь существенную.

Институциональная трансформация ФМС в МВД в эпоху поиска оптимального баланса между правами человека и национальной безопасностью может быть оправданной при условии существования комитета профессионалов, которые на постоянной, а не общественной основе занимаются оценкой всех инициатив в сфере миграционного менеджмента. Такая практика существует во многих странах, где профильные комитеты вне национальных структур миграционного контроля объединяют узкий круг специалистов миграционной тематики. Социологи-антропологи считывают миграционное поле, выявляют тенденции и особенности миграционных потоков в страну. Основываясь на социологических выкладках, специалисты-юристы формулируют правовой каркас — институты и механизмы миграционного регулирования, а экономисты просчитывают прибыль и убытки в каждом из предложенных вариантов развития событий.

В России говорить о финансовой прибыли от миграции не особо любят.

Однако данные экономической науки не восприимчивы к политическим инсинуациям и со всей очевидностью доказывают, что в краткосрочной перспективе от трех до пяти лет государственные расходы на администрирование миграции (расселение, интеграционные и языковые курсы, адаптация к рынку труда, переквалификация, медицинские расходы) всегда приводят к увеличению ВВП страны. В сентябре 2016 года Филипп Леграйн, бывший советник президента Европейской комиссии, обновил свой прогноз для государств ЕС. Расходы государств ЕС на менеджмент гуманитарных мигрантов до 2020 года составят €69 млрд, в то время как суммарный прирост ВВП ЕС увеличится на €126 млрд.

Данные независимого отчета Tent Foundation от мая 2016 года подтверждают расчеты Леграйна: €1, вложенный в гуманитарных мигрантов сегодня, обернется прибылью в €2 в течение пяти лет.

Лозунг, что Россия не страна иммиграции и никогда ею не будет, глубоко ошибочен. Россия — это страна, в которой при правильном миграционном менеджменте миграция способна стать источником геополитической мощи страны на внешней арене, фактором устойчивого внутреннего развития и основой для роста финансового благосостояния россиян.

Новости и материалы
Уровень воды в реке Ишим достиг критериев опасного явления
Москвичам рассказали о погоде на 20 апреля
В Эквадоре объявили чрезвычайную ситуацию национального масштаба
В холодное время года россияне чаще настроены на брак, в теплое — на флирт
Стало известно, чем рублю поможет сохранение ключевой ставки на прежнем уровне
Российские морпехи уничтожили наблюдательный пункт ВСУ
В конгрессе США высказались насчет претензий Украины на Крым
Онколог рассказал об инновационном методе, который может выявить рак на ранних стадии
Следствие просит суд продлить арест Блиновской
Над Рязанской областью подавили беспилотники
В России вновь вырос спрос на майские путешествия
В Смоленской области после атаки БПЛА загорелся объект ТЭК
В Британии заявили, что элитная бригада ВСУ находится в шаге от окружения
США тайно разместили ракеты против ядерных объектов Ирана
Регионам с затоплениями угрожает вирус малярии
Ураганный ветер может оставить без света несколько регионов на Кавказе
Пророссийское подполье рассказало о пытках украинских спецслужб
Ученые превратили очистки граната в антимикробный препарат
Все новости