Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Нет денег на Египет, летите на Камчатку

О том, зачем рекламировать в широких массах отдых премиум-класса

Марина Ярдаева 22.02.2015, 15:16
paukrus.livejournal.com

Отдых в Крыму станет дороже на 30%. На днях об этом сообщили представители Крымского отделения Российского союза туриндустрии. И в этом же союзе прогнозируют, что турпоток на полуостров увеличится на 15–20%. Логика понятна. После новостей о том, что заграница станет менее доступной русским туристам раза в полтора, а то и в два, вероятно, там надеются, что россиянам все равно придется выбрать отечественное.

Русского туриста готовили долго и основательно. Пугали арабской весной в Египте, демонстрациями в Турции, похищениями в Таиланде. Не образумила наших отчаянных путешественников даже эпопея с банкротствами туроператоров. Но вот на сцену вышел доллар — подпрыгнул, все охнули и тут же скорбно примолкли.

Но это зрители растерялись, запустив руки в прохудившиеся карманы, а спектакль продолжается. Точнее, повторяется, благо сценарий у нас всегда один.

«И правильно, и хорошо, — успокаивают опечалившегося туриста, — послужим родной экономике». И одна и та же фраза на все времена: «Не нужен нам берег турецкий». И одни и те же аргументы: ведь у нас, мол, у самих на просторах есть природные богатства, исторические завоевания, национальные достояния. Втолковывают про Байкал, объясняют, что есть такой на краю земли нашей остров Сахалин, вспоминают, как туда классики от литературы ездили.

Одна за другой запускаются программы по популяризации путешествий внутри страны: «Туристский компас», «Успешная Россия», «Восточное кольцо России». Теперь при Ростуризме для пропаганды отдыха на родине даже создается отдельная структура. Глава ведомства Олег Сафронов лично подключился к пиар-кампании. Недавно он рассказывал, например, как замечательно в Плесецке на космодроме, и сетовал, как мало приезжают на Камчатку — всего-то 50 тыс. туристов в год, тогда как на соседней Аляске турпоток достигает 2 млн.

Послушаешь, и прямо обидно за Камчатку. Ведь там и гейзеры, и вулканы, и форель. И вообще, говорят, очень красиво.

Проблема только в одном: у подавляющего населения страны средств хватит только на то, чтобы посмотреть это «красиво» по телевизору. Билет в одну сторону — 30 тыс. руб. И сами туры — от 70 тыс. до бесконечности.

Нет, само собой желающие найдутся. Очень небольшой и весьма определенный процент. Но какой смысл массово рекламировать продукт, по сути, премиум-класса? Чтобы народ испытал гордость от самого факта наличия в стране этого «премиум»?

И все это происходит в то время, когда продукта, реально интересного массовому туристу, никто пока дать не может.

А туристу нашему, как ни крути, интересны Египет и Турция, точнее, тот незамысловатый, но добротный, дешевый и не очень сердитый продукт, которым эти страны до недавнего времени радовали россиян. Не зря половина запросов клиентов турагентств распределялась между Турцией, Египтом и Таиландом, и самая большая доля приходилась на туры с ценой до $1 тыс. (по старому курсу, конечно).

Тут еще любопытен портрет массового потребителя. Так уж случилось, что многие наши граждане одиннадцать месяцев в году (из которых шесть или семь приходятся на тоскливую зиму) заняты не очень интересным, зато очень однообразным и часто малооплачиваемым трудом.

После скучной работы этих же самых граждан засасывает домашняя рутина со скворчащими котлетами, укоризненно возвышающейся в раковине посудой и скачущим ребенком, которому надо почитать перед сном книжку и которого с утра перед работой надо записать к логопеду и аллергологу. За выходные этим несчастным гражданам надо переделать дела, до которых не дошли руки и голова в будни.

Этим гражданам не до туризма вообще, они просто хотят отдохнуть. Хотя бы десять дней в полугодие пожить радостно и беззаботно.

Не безбашенно, ломая ноги на горнолыжных склонах Алтая, не отчаянно, спустив все сбережения на экспедицию вокруг Байкала, а именно беззаботно. Без лишних хлопот. Чтобы кто-то другой, хороший и умный, все продумал, представил план и уверенно воплотил его в жизнь.

Потому что комфортный перелет, чистый номер в трехзвездочном отеле, готовый завтрак, обед, ужин, море, солнце и вечерняя анимация — это так много за 40 тыс. на семью, что можно даже без пирамид. Тем более что пирамиды есть и в России, где-то в тундрах Кольского полуострова. Про это можно посмотреть по каналу «Дискавери» не вставая с дивана.

А теперь самый бюджетный тур на Красное море начинается от 33 тыс. руб. на одного. Да и такое — большая редкость, удачное стечение обстоятельств. При этом в пакет теперь входит минимальный набор: перелет, проживание, завтраки и страховка. Обидно людям, грустно от таких перспектив. А их утешают красивыми словами о не менее красивых, но почти недосягаемых достопримечательностях.

Нет, красивые рассказы всегда интересно послушать и почитать. И красноярцы почти наверняка искренне порадуются за челябинцев, под боком которых откопали загадочный Аркаим, но за красотами по старинке потопают на родные Столбы, что в десяти километрах от города.

Красноярцам, в свою очередь, могут позавидовать петербуржцы, и, быть может, кто-то особо пылкий таки вырвется и промчит две тысячи километров на пассажирском скором, чтобы вскарабкаться на берегах Енисея на какого-нибудь «Монаха», потратив за раз три зарплаты. Но таких единицы. Остальные жители Северной столицы привычно сходят в поход в Карелию, а ленивые и вовсе ограничатся культурной прогулкой в Петергофе.

Так уж выходит, что туристические интересы для большинства россиян — обладателей унизительных средних зарплат простираются максимум за пятьсот километров от дома. И сколько их ни гипнотизируй мантрами о том, как здорово в Бурятии и Якутии, результат один.

И главное, это не заглушает в уставших людях жажды простого и недорогого отдыха по системе «все включено». Вот и тоскуют по Шарм-эль-Шейху. А есть ли у него аналог в России?

Вот отстроили Сочи. Говорят: «Курорт мирового уровня!» Прекрасно, замечательно. А цена? Сейчас на турсайтах режут глаза спецпредложения «От 10 тыс. с перелетом на человека». Но стоит развернуть детали тура, и улыбка сползает с лица: оказывается, это только на три дня, в низкий сезон, без питания и экскурсий. А так, чтобы летом и на полноценные десять дней, в трехзвездочном отеле хотя бы с одними завтраками, дешевле 30 тыс. уже ничего не найти. На двоих можно отыскать за 50 тыс. Но и то с условиями раннего бронирования и стопроцентной предоплаты.

К тому же такие «подарки» пока не меньшая редкость, чем нынешний Египет за 33–35 тыс. Дешевле пока можно найти туры в Анапу, Адлер и Геленджик, Крым. Но здесь проблемы с комплектацией тура: часто в стоимость не включены трансферы. А с дорогой в трясущемся двое суток плацкартном вагоне путевка выходит в те же 30 тыс. Тут ведь еще подключается психология: «Это же свое родное, народу принадлежащее, на всех общее — должно быть даром, а тут дерут три шкуры». Добавьте к этому еще глубоко укоренившийся стереотип «у них сервис, у нас — не пойми что».

Но народ начинает присматриваться. И вот уже люди, не бывавшие в Краснодарском крае лет десять, а то и двадцать, а то и вообще никогда, изучая на сайтах предложения турагентств, прикидывают, что, может, и не такие уж у нас и замусоренные пляжи, и не такой уж хамоватый персонал.

И как ни банально и уже затасканно это прозвучит, нынешняя ситуация — это ведь, действительно, шанс для отечественный туриндустрии. Очень хочется верить, что этим шансом воспользуются, а не будут ждать до последнего каких-нибудь китайцев или когда Турция ударится в отчаянный демпинг.

А счастье еще так возможно. Причем счастье вообще, а не только мелкий выигрыш какого-то отдельного туроператора, не пара очков к имиджу чиновников Ростуризма.

Ведь если Черное море за 30 тыс. по системе «все включено» станет массовым продуктом и если у нашего человека появится возможность отогреваться на нем хотя бы дважды в год, то у него, пожалуй, может даже возникнуть иллюзия, что в стране все не так уж плохо. Дешевая водка, вопреки распространенному мнению, такого ощущения отнюдь не дает.