Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Хорошо темперированный бюджет

Владимир Климанов о том, как расходуются бюджетные деньги в мировых мегаполисах

При сопоставимости общих доходов и расходов в бюджетах крупнейших городов мира Москва занимает третье место по расходам на каждого горожанина, а в финансировании отдельных областей — например, образования и ЖКХ — опережает лидирующие Берлин и Нью-Йорк.

Москва наряду с такими городами, как Нью-Йорк, Берлин, Лондон, Париж, Шанхай, входит в число крупнейших мегаполисов мира. И по общему объему доходов и расходов московский бюджет сравним с бюджетами Нью-Йорка и Шанхая и в несколько раз превышает бюджеты Лондона, Берлина и Парижа. Вместе с тем, исходя только из общего объема ресурсов, говорить о сопоставимости бюджетов и гарантировать возможность обеспечения во всех городах равного уровня жизни неправильно.

Города имеют существенные отличия, начиная с численности населения. Различия городов по площади приводят к различным масштабам городского хозяйства. Города отличаются уровнем экономической активности населения, структурой экономики, выполняемыми функциям и определенным на государственном уровне порядком финансирования отдельных отраслей экономики и социальной сферы. Все это обусловливает два главных отличия бюджетов: уровень расходов бюджета на одного жителя в каждом городе и статьи расходов, которые финансируются из бюджетов этих городов.

На сегодняшний день мы имеем следующую картину. По уровню расходов бюджета на душу населения среди крупных городов Москва занимает 3-е место ($4,5 тыс.) после Берлина ($8,6 тыс.) и Нью-Йорка (около $8 тыс.).

Бюджет Берлина не предусматривает финансирования здравоохранения. Из бюджета Парижа и Шанхая на здравоохранение в год на одного человека направляется по $105 и $135. В этих городах расходы на здравоохранение занимают менее 5% бюджета. Московский бюджет тратит на здравоохранение ежегодно около $7 млрд, или более $500 на человека. Расходы на здравоохранение составляют более 13% всех расходов городского бюджета. Средства, направляемые на здравоохранение из бюджета Москвы, являются дополнительным финансированием системы здравоохранения в городе. В год на одного москвича с учетом средств ФОМС приходится порядка $780.

В бюджетах Парижа и Нью-Йорка практически отсутствуют расходы на образование (их объем на одного человека в год составляет в Париже около $84, в Нью-Йорке $21). Из бюджета Шанхая в год на одного человека на образование тратится около $450. В бюджете Москвы расходы на образование занимают порядка 18% и составляют более $9 млрд в год, или более $800 на человека. При этом в Москве в рамках услуг по образованию обеспечивается и среднее образование, и дополнительное образование (художественные и музыкальные школы, спортивные секции, танцевальные и научно-технические кружки и т. д.), и дошкольное образование.

Расходы бюджета на социальную политику в Москве сопоставимы с расходами Нью-Йорка. На указанные цели направляется порядка $12 млрд в год. В расчете на человека в год это около $1 тыс. в Москве и $1,5 тыс. в Нью-Йорке. При этом в Москве адресная социальная поддержка охватывает около трети москвичей и предусматривает разнообразные формы и направления: городские доплаты к пенсиям, детские пособия, субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг и услуг связи, бесплатный проезд в городском транспорте, льготные лекарства, санаторно-курортное лечение, летний отдых для детей. В Нью-Йорке социальная помощь в большинстве своем ориентирована на пенсионеров и людей пожилого возраста, а также поддержку безработных.

Существенную долю в расходах бюджета Москвы занимают расходы на ЖКХ. Для Москвы это около 12% всех бюджетных расходов, $6 млрд, или более $500 на человека в год. В бюджете Лондона расходы на ЖКХ занимают менее 1%, Нью-Йорка — около 2%, Берлина — менее 3%.

В Москве из бюджета финансируются расходы, которые в других городах являются расходами собственников и нанимателей жилья и оплачиваются ими в полном объеме самостоятельно.

Так, в Москве полностью за счет бюджетных средств осуществляется благоустройство, ремонт и содержание дворовых территорий (спортивные и детские площадки, ремонт асфальта, освещение, обустройство газонов и цветников и т. д.), предоставляются бюджетные субсидии на содержание общего имущества многоквартирных домов (подъезды, фасады, чердаки, подвалы, кровля, мусоропроводы и т. д.). Из бюджета частично (более 40% общей стоимости) оплачивается стоимость жилищно-коммунальных услуг, а нуждающимся дополнительно предоставляются льготы и субсидии. Полностью за счет московского бюджета в домах осуществляется замена лифтов, срок эксплуатации которых истек, — для жителей одной московской квартиры это экономия не менее 60 тыс. руб. По инициативе жителей город участвует бюджетными средствами в софинансировании капитального ремонта многоквартирных домов. В рамках такой программы ремонта собственниками жилых помещений оплачивается не менее 5% стоимости капитального ремонта для жилых помещений. Таким образом, на 1 руб., вложенный москвичами в капитальный ремонт многоквартирного дома, бюджетом вкладывается 19 руб. В целях оптимизации платежей собственников за жилищно-коммунальные услуги уже несколько лет в городе реализуется программа по установке счетчиков в домах и квартирах. Льготным категориям граждан (более трети москвичей) счетчики устанавливаются бесплатно.

Бюджет — это сложный баланс интересов, который должен учитывать и потребности каждого москвича, гарантируя минимальный социальный набор услуг и поддержки, и создавать возможности решения отдельных проблем, и обеспечивать реализацию первоочередных мероприятий, связанных с жизнедеятельностью и функциями города. Если оценивать бюджетную политику Москвы за последние 2,5 года, то можно выделить три ее главных вектора.

Первое, что определяет ее приоритеты, — задача сохранения всех ранее взятых городом на себя обязательств на прежнем уровне. Даже несмотря на существенные потери в доходах московского бюджета в связи с изменениями, внесенными на федеральном уровне в налоговое законодательство, общий объем расходов бюджета Москвы даже увеличивается (в 2010-м он составил 1,1 трлн руб., в 2011-м — около 1,4 трлн руб., в 2012-м — 1,6 трлн руб.). А это значит, что не снижается как в целом уровень бюджетных расходов на одного москвича, так и объем и формы социальной поддержки и услуг в сферах образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства.

Второй приоритет — новые направления расходов: позволяющие решать сложившиеся за многие годы проблемы (транспорт, образование, здравоохранение, безопасность и т. д.), а также создающие новые условия для комфортного проживания и работы (общественные пространства, в том числе зоны отдыха в парках и скверах, пешеходные и велосипедные зоны). Без этого невозможно развитие города и создание в нем среды и качества жизни на уровне мегаполисов, с бюджетами которых мы сравниваем бюджет Москвы.
<1>

Сохранение сложившейся структуры и открытие новых направлений расходов бюджета неизбежно потребовали поиска источников финансирования, что стало невозможно без третьего принципиального направления бюджетной политики — повышения прозрачности бюджетного процесса. Уже второй год городской бюджет формируется по программному принципу, он состоит из 16 городских программ, включающих в себя объемы финансирования, распределенные по конкретным мероприятиям, ожидаемые результаты которых отражены в конкретных результатах — показателях, с которыми может ознакомиться каждый.

Проведенная ревизия показала, что в большинстве случаев на каждое направление в бюджете предусматривалось заведомо больше средств, чем требовалось, а на другие направления их не оставалось вообще.

Перераспределение ресурсов между направлениями расходов при их закреплении по программам стало первым источником, позволившим и сохранить финансирование прежних статей, и начать новые мероприятия. Следующим источником в поиске ресурсов для проведения городской политики стали меры, принятые для создания конкурентных условий в сфере закупок, которые экономят колоссальный объем бюджетных средств (только на этапе формирования конкурсной документации в 2012 году удалось сэкономить 146 млрд руб.). Еще один принципиальный источник — дополнительно привлеченные внебюджетные средства (продажа непрофильных для города активов, новые источники доходов, привлечение средств инвесторов и т. д.).

Автор — директор Института реформирования общественных финансов

Новости и материалы
Космический мусор упал на Землю и пробил крышу дома
Уровень воды в Тоболе превысил отметку в 7,5 метров
Нарышкин обсудил с президентом Египта ситуацию на Ближнем Востоке
Президенты России и Ирана обсудили события на Ближнем Востоке
Мизулина пожаловалась на автора термина «вагинокапитализм»
Красную площадь на время закрыли для посетителей
Стоимость какао на бирже вдвое превысила рекорд 1977 года
Людмила Поргина рассказала, как поддерживает форму в 75 лет
Краснодарский маршрутчик набросился на пассажирку, которая хотела оплатить проезд картой
Ученые объяснили парадокс детского смеха
В Молдавии считают, что «успехи» ВСУ помогут выводу войск РФ из Приднестровья
Россиянин трижды менял имя и фамилию, чтобы не платить алименты
Власти Молдавии назвали примерные сроки референдума о вступлении страны в ЕС
Охлобыстин назвал «Слово пацана» романтизацией жестоких 90-х
Названа еще одна причина падения курса рубля
Названа дата проведения совещания Путина с кабмином и Набиуллиной
В Польше спрогнозировали маршрут наступления ВС РФ после взятия Часова Яра
Советник Залужного рассказал о пределе эффективности украинских дронов
Все новости