На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на Газету.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Парадокс праведника

Борис Туманов о том, что тюремное заключение не превращает в Нельсона Манделу

Величие нравственного подвига Нельсона Манделы не подлежит никакому сомнению. Но нельзя утверждать, что этот личный подвиг сыграл решающую роль в падении расистского режима.

Нельсон Мандела не сдается болезни. Он дожил до своего 95-летнего юбилея и продолжает сопротивляться легочной инфекции с той же поразительной стойкостью, которая оставалась ему присущей в течение его почти полувековой борьбы с апартеидом.

Судьба Манделы совсем не похожа на судьбу известных африканских лидеров, боровшихся за деколонизацию Африки. Точно так же, как история ЮАР совсем не похожа на историю бывших английских и французских колоний, которые стали независимыми государствами в конце 50-х – начале 60-х годов прошлого века. Можно сказать, что политически фигура Нельсона Манделы столь же парадоксальна, сколь парадоксальным было существование такого государства, как Южно-Африканский Союз, ставшего впоследствии Южно-Африканской Республикой.

Начну с парадокса самой ЮАР, которая еще совсем недавно ассоциировалась в мировом общественном мнении с уникальным по своей бесчеловечности режимом, именовавшимся апартеидом. Апартеид был маниакально отточенной в мелочах системой «раздельного сосуществования», а точнее, расовой сегрегации, свирепость которой превосходила сегрегацию, практиковавшуюся в Соединенных Штатах Америки по отношению к негритянскому населению. Введение апартеида было первым шагом, который предприняла в 1948 году Национальная партия, победившая на выборах и создавшая коалиционное правительство с Партией африканеров. Две эти партии объединяли наиболее радикальных представителей белого меньшинства, и тут вряд ли стоит уточнять, что коренные жители Южной Африки, составлявшие около 80% населения страны, в этих выборах не участвовали.

Парадокс, причем парадокс с оттенком сарказма, состоит здесь в том, что черное население Южной Африки было лишено свободы на своей собственной земле потомками буров – голландских, французских и немецких первопоселенцев, которые в свое время отчаянно сражались с англичанами за свою свободу и независимость.

На стыке XIX и XX веков, во время Второй англо-бурской войны, весь мир сочувствовал свободолюбивым бурам, в России была чрезвычайно популярна песня «Трансвааль, страна моя, ты вся горишь в огне», а некоторые подданные последнего российского императора, в том числе и офицеры, пробирались на юг Африки, чтобы сражаться на стороне буров. О зулусах, коса, ндебеле и других народах банту, которых буры, по существу, обратили в рабство, в то время никто, разумеется, не думал. Но горькая ирония судьбы проявилась еще и в том, что после поражения в этой последней войне буры испытали на себе и геноцид, и концентрационные лагеря, и резервации, то есть все те страдания, которым они впоследствии подвергали своих черных соотечественников.

В этом историческом контексте политическая судьба Нельсона Манделы представляет собой не менее поразительный парадокс. Начало политической деятельности Манделы пришлось на конец сороковых годов, практически совпав с введением апартеида. Он принял активное участие в создании Молодежной лиги Африканского национального конгресса (АНК), который находился в оппозиции к правящей Национальной партии. В это же время он возглавил движение за ненасильственное сопротивление апартеиду, а в 1953 году возглавил Трансваальское отделение АНК. И тогда же власти на два года запрещают ему выступления на публичных мероприятиях. В 1956 году Манделу обвиняют в государственной измене и он переходит на полулегальное положение. В 1960 году он становится признанным лидером Африканского национального конгресса, который практически сразу же объявляется властями вне закона. И когда в том же году южноафриканская полиция расстреляла в Шарпевиле демонстрацию черного населения, протестовавшего против системы обязательных пропусков, ограничивавшей свободу передвижения аборигенов, Мандела формирует военное крыло АНК, которому удалось провести несколько актов саботажа.

В 1961 году Южно-Африканский Союз становится Южно-Африканской Республикой, которая тут же выходит из британского Содружества наций, окончательно закрепляя самоизоляцию страны. В том же году с Манделы неожиданно снимают обвинение в государственной измене, но лишь для того, чтобы в 1962 году обвинить его в подстрекательстве к забастовкам и заключить в тюрьму. А на следующий год его и других руководителей военного крыла АНК обвиняют в заговоре с целью захвата власти и приговаривают к пожизненному заключению.

Мандела отказывается подать апелляцию о смягчении наказания и с этого момента, не будучи в состоянии руководить действиями своих соратников, превращается, по сути, в их духовного лидера, в канонический символ противостояния апартеиду.

Именно в этом, собственно говоря, и заключается парадоксальность его судьбы. Величие нравственного подвига Нельсона Манделы не подлежит никакому сомнению. Но можно ли утверждать, что этот его личный подвиг сыграл решающую роль в падении расистского режима?

Мандела был приговорен к пожизненному заключению именно в тот период, когда колониальная система на Африканском континенте уже была необратимо разрушена. В этих обстоятельствах расправа над Манделой была продиктована не столько политической необходимостью, сколько мелочной и бессильной местью ограниченных, лишенных исторического воображения фанатиков, убежденных в том, что сам господь дает белым, составлявшим менее четверти населения ЮАР, неоспоримое право распоряжаться семьюдесятью процентами территории этой страны.

Между тем именно деколонизация Африки стала главным фактором, который в самой ЮАР дал мощный толчок формированию «черного» самосознания у нового поколения африканцев, выросшего в условиях апартеида. А это привело, в свою очередь, к радикализации борьбы против апартеида, которая в семидесятых года приняла вооруженный характер. К этому следует добавить нарастающее давление на «белую» ЮАР со стороны международного сообщества. В этих условиях апартеид был обречен. Тем более что внутри самого белого меньшинства произошел раскол между либералами и консерваторами.

В 1985 году тогдашний президент ЮАР Питер Бота, прозванный африканцами за свою жестокость «Большим Крокодилом», предложил Нельсону Манделе свободу в обмен на безоговорочный отказ от насилия в качестве политического оружия. Это был жест отчаяния, поскольку даже гипотетическое согласие Манделы на эту сделку уже не могло спасти апартеид. Пять лет спустя, в 1990 году, новый президент ЮАР Фредерик де Клерк официально отменил апартеид, легализовал все политические партии, включая АНК, и освободил Манделу. А в 1994 году на всеобщих выборах в ЮАР партия Манделы, набрав 63% голосов, одержала убедительную победу, и он стал первым черным президентом ЮАР. Одним из двух вице-президентов стал Фредерик де Клерк, чьи политическое мужество и мудрость были, в свою очередь, по достоинству оценены его бывшими противниками.

Перипетии жизненного пути Нельсона Манделы, ставшего моральным авторитетом для всего человечества, хрестоматийно известны. Именно поэтому

недавние спекуляции некоторых российских и зарубежных политологов и журналистов, всерьез утверждавших, что возможное тюремное заключение Алексея Навального автоматически превратит его в отечественного Нельсона Манделу, чтобы привести его к политическому триумфу, выглядят поразительным легкомыслием, если не элементарным невежеством.

И дело тут вовсе не в сравнительных масштабах их личностей и политических качеств. Как можно не отдавать себе отчета в том, что Мандела стал лидером африканского большинства в ЮАР задолго до того, как его бросили в тюрьму, и что это самое большинство боролось с режимом апартеида не ради освобождения Манделы, а прежде всего ради собственной свободы! Нужно ли уточнять, что до тех пор, пока российское большинство каким-то чудом само не ощутит потребности в реальных переменах, никакие тюремные сроки Навального не сделают его лидером масс, объединившихся в какой-нибудь «Российский национальный конгресс».

Новости и материалы
Беспилотники ударили по месту перестрелки между ГУР и ВСУ в Киеве
В украинском Павлограде произошли взрывы
Индийские рыбаки поймали пятитонную акулу
Юрист назвал способ изменить лимит на снятие наличных в банкомате
Средний размер пенсии в России вырос на 11%
Россиян призвали не ждать снижения цен на кофе в ближайшее время
Британия может передать Украине активы России на миллиарды долларов
В Госдуме назвали фиксированый размер выплаты к страховой пенсии
На Камчатке произошло очередное сильное землетрясение
Парламент Бельгии поддержал решение по активам России
Для более чем половины россиян 2025 год оказался сложным
Беспилотники атаковали Сызрань
Аэропорт Сочи приостановил прием и выпуск самолетов
SpaceX отправила на орбиту новую группу интернет-спутников Starlink
В Белом доме заявили об ожидании решения по Украине в ближайшее время
Порт получил повреждения на юге России из-за атаки беспилотников ВСУ
В Киеве произошли взрывы
Долиной предлагали вернуть деньги за квартиру, но она отказалась
Все новости