Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Негероический герой

Еще за пару лет до «бархатной революции» Вацлав Гавел изумился бы, скажи ему кто-то, что он будет президентом

Гавел-президент, как и Гавел-диссидент, в подавляющем большинстве случаев делал и говорил то, что считал нужным.

Он производил совершенно «непрезидентское» впечатление. Рыжеватый, небольшого роста, преждевременно состарившийся от болезней человек с несколько водянистыми глазами и неожиданно – не по внешности – низким голосом. На первый взгляд, уютный и мягкий, как пижама. К тому же Вацлав Гавел был плохим оратором и интровертом по натуре – не самые выигрышные качества для публичного политика. Возможно, поэтому он не раз говорил о себе, что жизнь его, драматурга-абсурдиста, во многом и есть воплощенный если не абсурд, то уж точно парадокс.

Он не стремился к политической карьере, но почти 15 наиболее насыщенных лет своей жизни провел в мире политики, да еще и на высшем государственном посту.

Он стал всемирно известен как диссидент, на волне «бархатной революции» превратившийся в президента, и при этом всегда считал главной своей профессией литературу.

Он, совсем не кокетничая, говорил о себе в одном из интервью, что «буквально физически не выносит конфликты и конфронтацию», но при этом долгие годы жил в конфронтации с режимом чехословацких коммунистов – одним из самых жестких в тогдашнем соцлагере. Да и позднее, в президентские времена, конфликтов в его жизни хватало. Уже в отставке, размышляя над этим, Гавел скажет: «Самый парадоксальный парадокс моей жизни, видимо, в том, что где-то в глубине души мне страшно нравится эта парадоксальная жизнь».

Трудно представить себе более непохожие друг на друга диссидентские фигуры, чем Вацлав Гавел и Александр Солженицын. И дело не только в том, что первый был по духу и взглядам либералом и европейцем, настороженно относившимся к России, а второй – страстным апологетом русской «особости», глубоко не доверявшим Западу. Но под солженицынским «жить не по лжи» мог подписаться и Гавел. Тактика диссидентской «Хартии-77», самым ярким представителем которой был будущий президент, в том и заключалась: тыкать коммунистические власти носом в их ложь, в несоблюдение законов своей страны и собственноручно ими подписанных международных обязательств в области прав человека. Тридцатью годами раньше, при президенте Готвальде – чешском Сталине, Гавел, вероятно, сгинул бы в лагерях, но на рубеже 70-х – 80-х ситуация была уже другой.

Многократные аресты и пятилетнее (в общей сложности) заключение лишь придали диссидентствующему драматургу веса в глазах тех, кто понимал, пусть и не говорил вслух, что тоскливый режим «нормализации», установленный Густавом Гусаком после разгрома «пражской весны», вряд ли может быть долговечным, поскольку не дает адекватного выхода стремлениям и интересам наиболее активной части общества. А относительный рост благосостояния лишь усиливает ощущение нестерпимой общественной духоты.

Гавел в 1975 году заявил об этом в открытом письме Гусаку: «Запахом смерти веет от представления о «порядке», реализуемого этой властью, для которой каждый оригинальный поступок, небанальное выражение, нестандартная мысль, непредсказуемое желание или стремление – лишь признаки «беспорядка», «хаоса», «анархии».

В отличие от Польши с ее многомиллионным профсоюзом «Солидарность» или от Венгрии с ее относительно либеральной атмосферой «самого веселого барака в соцлагере», в Чехословакии противодействие режиму не было массовым до самого конца 80-х годов. Еще году в 87-м Гавел наверняка изумился бы, скажи ему кто-нибудь, что через пару лет он будет не просто президентом своей страны, но президентом популярным и любимым. А гавеловский лозунг «правда и любовь победят ложь и насилие» очень многие воспримут всерьез, хотя еще через пару лет природный чешский скептицизм возьмет свое и само выражение «правда и любовь» в реалиях диковатого капитализма 90-х начнут вспоминать сугубо иронически.

Не лгать, будучи диссидентом, было непросто только в физическом, повседневном смысле: тюрьма, обыски, жизнь под наблюдением никому на пользу не идут. Не лгать, будучи президентом, оказалось куда сложнее: мир политики пропитан оговорками, недомолвками и подтекстами, и, погружаясь в него, как заметил Гавел, человек «растворяет собственное я». В определенной мере последний чехословацкий и первый чешский президент научился играть в эти игры, но полного «растворения я», к счастью, не произошло. Гавел-президент, как и Гавел-диссидент, в подавляющем большинстве случаев делал и говорил то, что считал нужным. За это ему немало пеняли и дома, и за границей: его дружба с далай-ламой портила чешскую торговлю с Китаем; его резкие высказывания о войне в Чечне и нарушениях прав человека в России раздражали Кремль; а высказанная им во время войны в Косово убежденность в том, что во имя прекращения геноцида можно применить и военную силу, превратила его в глазах многих едва ли не в изверга, аплодирующего гибели сербов под бомбами НАТО. Гавел не оправдывался — он продолжал выступать за то, что считал верным.

Если толковать политику в духе примитивизированного Макиавелли – как борьбу за власть, в которой применимы разные средства вплоть до самых аморальных, – то Гавел был не лучшим политиком. Он и сам сознавал это, не скрывая своего двойственного отношения ко многим институтам традиционной парламентской демократии.

Куда ближе ему были спонтанные, идущие «снизу» общественные инициативы, активное гражданское общество, в поддержку которого он всегда выступал. В ответ оппоненты, в том числе преемник Гавела на президентском посту Вацлав Клаус, обвиняли его в презрении к демократии и стремлении подменить ее влиянием самодеятельных групп. Спор этот остался незавершенным, но последняя «реплика» Гавела перед уходом с президентского поста в 2003 году была символической. С его согласия художник Давид Черны, известный своими эпатажными работами, на пару недель поместил над пражским Градом неоновое сердечко – точно такое, какое Гавел любил рисовать рядом со своей подписью и которое стало его символом. Как и символом всей «неполитической» политики первого президента Чешской Республики.

18 декабря, когда было объявлено о смерти экс-президента Гавела, несколько тысяч человек вышли на центральную площадь Праги, чтобы поставить поминальные свечи к национальному символу – памятнику святому Вацлаву. Они пришли сами, не сговариваясь и не организуясь.

Как в ноябре 1989 года, когда с балкона издательства «Мелантрих» к собравшимся обращался негероический герой «бархатной революции» Вацлав Гавел.

Новости и материалы
Байден не интересуется действиями Трампа в судебных процессах
В Венесуэле сообщили, что страна считает себя частью БРИКС
Выяснилась причина, зачем родители нагружают детей секциями и проверяют их телефоны
Депутаты поделились идеями насчет отдыха на майские праздники
Белоруссия прописала в военной доктрине недопустимость нападения на другую страну
Солдатам ВС Франции обещают солидное вознаграждение за участие в боях на Украине
В Пентагоне признали провал поставленного США на Украину оружия
Маркировку о вреде для природы предлагают наносить на пластиковую посуду
Советники Трампа обсуждают санкции против стран, уходящих от доллара
Белоруссия будет помогать союзникам военной силой
Большинство россиян на отдыхе доверяют только своей аптечке
Ракетную опасность отменили в Белгороде и Белгородском районе
В МИД прокомментировали заявления Польши насчет размещения ядерного оружия США
Ученые нашли огромную концентрацию кокаина в водах крупнейшего порта Латинской Америки
В финском городе дважды за неделю сорвали украинский флаг у здания мэрии
В Белгороде и Белгородском районе объявлена ракетная опасность
Россиянам рассказали о погоде на Первомай
Отряды «Хезболлы» нанесли удар по поселениям на севере Израиля
Все новости