Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Исламская модернизация

Нынешние события в мусульманском мире – этап исторической эволюции и выражение потребности в национальной самоидентификации

Если европейская демократия в свое время выросла из основ христианской морали, то почему мы должны отказывать исламу в способности дать импульс к возникновению демократии с мусульманским лицом?

«Арабская весна» стала абсолютной неожиданностью для мирового сообщества. Внезапность и синхронность антидиктаторских взрывов в целом ряде арабских стран, на первый взгляд, носили неестественный характер, а поэтому попытки объяснить или хотя бы осмыслить это явление носили либо конспирологический, либо слишком прямолинейный характер. Демократические цели, которые провозглашали борцы против местных диктатур, неизменно вызывали подозрения в том, что они действуют по заданию и сигналу Запада, а неряшливая авантюра западной коалиции в Ливии эти подозрения лишь укрепила. В то же время

открытое и активное участие в этих движениях исламских партий порождало панические прогнозы о ближайшем и повсеместном триумфе «Аль-Каиды» (организация запрещена в России) и о грядущей агрессивности мусульманского мира со всеми вытекающими из этого последствиями.

Споры на эти темы были еще в самом разгаре, когда «арабская весна» преподнесла политикам и экспертам еще один сюрприз. В Тунисе на первых же после падения диктатуры парламентских выборах победу одержала исламская партия, а Ливия и вовсе объявила о том, что ее будущее политическое устройство будет строго следовать принципам шариата вплоть до запрета разводов и поощрения многоженства. Все это происходит на фоне растущей в Египте популярности «Братьев-мусульман» (организация запрещена в России). Эти события застали мировое сообщество врасплох, и об этом нагляднее всего свидетельствует тот невнятный лепет, с помощью которого Европа тщетно пыталась убедить себя и других в том, что произошедшее полностью отвечает ее давним предвидениям.

Впрочем, подобного рода конфузы будут неизбежны до тех пор, пока современные политики, включая российских, будут смотреть на эволюционные процессы в мире исключительно сквозь призму геополитики, как это принято в условиях победившей глобализации.

Между тем, если взглянуть на происходящее в арабских странах и в мусульманском мире в целом с точки зрения их внутренней исторической эволюции, становится очевидным, что нынешние события являются ее закономерным и неизбежным этапом и вызваны объективной потребностью в национальной самоидентификации. В XIX веке и в первой половине ХХ века этот процесс (за немногими исключениями) был искусственно заторможен европейской колонизацией на всем пространстве «мусульманского пояса», от севера Африки до Юго-Восточной Азии. Уходя из этого пространства, европейская цивилизация считала своим долгом оставлять ему в наследство структуры, бездумно имитирующие политическое устройство бывших метрополий, но не имеющие ничего общего с местными религиозными и социальными традициями. Исчерпывающим и выразительнейшим примером этого самообмана можно считать Мавританию, которая после независимости, обретенной ею в 1960 году, стала внешне благообразной парламентской республикой, но при этом поддерживала у себя официальный институт рабства вплоть до 1980 года. В этой ситуации как в капле воды отражалось

общее противоречие постколониальной государственности мусульманских стран: она возникла и устоялась под влиянием бывших метрополий, но именно в силу этой причины она априори не могла полностью отвечать ментальности, традициям и социальному укладу, а проще говоря, национальной идентичности местных обществ.

Сегодня просто пришла пора модифицировать эту государственность в соответствии с давно вызревавшим запросом национальной самоидентификации, которая включает в себя и религиозную составляющую. И если европейская демократия в свое время выросла из корней христианской морали, то почему мы должны отказывать исламу в способности дать импульс к возникновению демократии «с мусульманским лицом»?

То, что происходит в Магрибе, в Африке в целом, в Турции, в Египте, является не столько отрицанием западных, по сути христианских ценностей, сколько естественным укреплением местных религиозных, этнических и этических традиций путем возведения их в легальные формы. Те, кто ожидал, что те же, например, арабы в условиях мондиализации будут строить свои общества по европейским лекалам, были просто наивны, если не сказать невежественны. Уж на что Тунис считался «европейской» страной, а ведь поди-ка – вернулся к исламу при первой возможности. Причем под абсолютно искренним лозунгом стремления к демократии.

Но еще более убедительный прецедент нам преподносит Турция, которая в течение целого века жила в условиях демократии, учрежденной Кемалем Ататюрком по европейским лекалам. В последнее десятилетие выяснилось, однако, что эта демократия функционировала под свирепым присмотром армии, которая в конечном итоге потеряла политическое влияние под напором сторонников исламской идентичности турок, не имеющих, кстати, ничего общего с исламскими радикалами.

Принято считать, что ислам является самой консервативной религией в мире, которая не желает считаться с изменениями, постигшими человеческое сообщество со времен пророка Мухаммеда. Разумеется, если об исламе судить по Саудовской Аравии, это мнение покажется бесспорным. А вот «арабская весна» этот тезис успешно опровергает. Прежде всего потому, что это явление было естественной и точной реакцией на изменения, произошедшие на нашей планете в условиях глобализации, которая при всех своих эмансипирующих достоинствах стала угрозой для национальной идентичности многих стран, считавшихся неуязвимыми в этом отношении. Достаточно взглянуть на то, что сегодня происходит в «наднациональной» Европе, чтобы убедиться в справедливости этого утверждения.

Трудно сказать, насколько агрессивным по отношению к другим станет рождающийся на наших глазах самостоятельный и самодостаточный исламский мир. На первый взгляд, это

отчетливое стремление к самоидентификации может привести к некоей «модернизации» ислама, а следовательно, и исламской политической культуры. Тем не менее если этот процесс будет доведен до логического завершения, то мы неизбежно придем к новому мировому расколу. И он, скорее всего, будет более выраженным и длительным, чем недавние идеологические противостояния.

Но означает ли это, что пресловутый конфликт цивилизаций неизбежен? Все здесь будет зависеть от того, насколько болезненно отнесутся к этому явлению сильные мира сего, которые уже давно рассматривают международные процессы как своего рода геополитическую игру, самонадеянно абстрагируясь от таких понятий, как национальное самосознание и национальная идентичность. Но еще и от того, насколько разумно исламский мир распорядится плодами своей «модернизации» и сумеет ли он, ощутив свою новую сплоченность, устоять перед соблазном войны против «неверных». В конце концов, тот же Иран является вполне сложившимся государством, что делает еще более опасным его религиозный фанатизм.

А теперь взглянем на то, как «арабская весна» отражается в России. Власть отреагировала на это явление так же панически, как и в случае с «цветными революциями». Видимо, искренне полагая, что самобытное российское общество и впрямь способно организованно последовать примеру египтян или тунисцев. При этом во властных структурах не нашлось никого, кто обратил бы внимание на то, что в мусульманских республиках Российской Федерации (и не только на Кавказе) идут, по существу, те же процессы, которые предшествовали «арабской весне». Другими словами, в этих регионах идет точно такой же поиск национально-культурной и религиозной идентичности. И если в Татарстане и в Башкирии это явление остается в рамках политкорректности, то на Кавказе оно приняло практически неуправляемый характер. И

наше злорадство по поводу шариатского будущего Ливии выглядит абсолютно неуместным на фоне практически шариатской Чечни. Тем более что чеченский шариат является всего лишь прихотью местного князька, а вовсе не объективной потребностью самих чеченцев.

Игнорирование властью этих очевидных процессов ведет к тому, что они все чаще принимают характер фольклорно-уголовного противостояния между «русскими» и «нерусскими», между «мусульманами» и «неверными». Одни пляшут лезгинку на Манежной площади, другие идут на эту площадь, чтобы бить кавказцев. Одни ликуют по поводу того, что Курбан-байрам собрал в Москве 170 тысяч мусульман, а «Русский марш» — всего семь тысяч, другие требуют запретить строительство мечетей в русских городах. Но и те, и эти все чаще ищут повод, чтобы перестрелять друг друга из травматических пистолетов.

В этой ситуации власть наглядно демонстрирует свою беспомощность, пытаясь исправить положение с помощью убогих проповедей в духе кота Леопольда о необходимости уважения местных обычаев и соблюдения правил приличия. Но при этом она с маниакальным упорством действует так, что превращает закономерный и естественный поиск национальной идентичности всех народов России в межэтническое и межрелигиозное противостояние.

В последнее время российские политики и представители РПЦ делают заявления, из которых следует, что восстановление русских национальных традиций и православной морали является единственным условием восстановления национальной идентичности Российской Федерации как государства. Все остальное – это факультатив, о котором не стоит даже упоминать. Именно поэтому «государствообразующий народ» продолжает метаться между тремя доступными его воображению способами решения «кавказской проблемы» — запретить кавказцам въезд в российские города, отделить Кавказ от России или выселить кавказцев за пределы исконно русского Кавказского хребта.

Зато мы твердо знаем, что Путина и Кадырова нам послал Аллах. Правда, трудно сказать, с какими намерениями…

Новости и материалы
Латиноамериканская страна занимается проблемой недопуска россиян на рейсы Turkish Airlines
Бузова потребовала дом от ТНТ
Telegram блокирует аккаунты, которые осуществляют сбор координат для нанесения ударов
На Украине заявили, что делают все возможное, чтобы предотвратить возвращение россиян
Суд в Коми заочно арестовал российских оппозиционеров
В Мелитополе отказались от проведения Парада Победы в этом году
Минобороны США объявило о новом пакете военной помощи Украине
Воспитательница подмосковного детсада избила ребенка на прогулке
Ученые создали вакцину против опасных для жизни супербактерий
В Тамбове местного жителя задержали за намерение подорвать энергообъект
Супруги сделали на кухне ремонт и нашли клад XVII века
США выделили $1 млрд сектору Газа
Пост о том, что Лена Миро жива, возглавил топ ЖЖ: «Не дождетесь!»
Эксперты оценили рекомендованную Илоном Маском операцию против боли в спине
«Динамо» приблизилось к «Краснодару» после победы в матче РПЛ
Семья из Канады получила тело россиянина вместо погибшего на Кубе родственника
Лукашенко оценил новый военный транш США для Украины
Рупиям нашли применение
Все новости