Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

История одного заключения

Практически в каждом уголовном экономическом деле есть коррупционная составляющая

Если дело серьезного бизнесмена из гражданско-правовой плоскости переводится в уголовную, нужно искать, кому это выгодно.

Все началось в последний месяц. К нам с мужем стали приходить толпы полузнакомых и совсем незнакомых людей и раскаиваться в содеянном. Мы внимательно оглядели друг друга, стигматов от прокурорских погон не обнаружили – ну и продолжаем прием граждан.

Записывать не успеваем: то судья придет с рассказом, кто и как на него давит и что заставляет делать; то следователь из нашей же следственной бригады, несправедливо укатавшей мужа на 8 лет, приходит с откровениями, как и почем это было; то раскаявшийся чиновник из «Единой России», отбывающий длительное наказание по причине сдачи его коллегами, вдруг решает врезать правду-матку про свою былую неправедную жизнь, с подробностями о деятельности соратников. Поток зеков и зечек также не сокращается. И вот на днях пришло одно прелюбопытное письмо, которое его автор позволил опубликовать, не скрывая своего имени: «Меня зовут Ксинтарис Василиса Николаевна. Меня просил обратиться к вам мой муж, Сбитнев Александр Николаевич. Он был арестован в марте 2007 года следователем ГСУ Нелли Дмитриевой (формально арестовывает суд, но не будем придираться. — О.Р.). В «Бутырке» он был знаком с вашим мужем и поэтому-то и сказал, чтобы я связалась с вами. Дело было сфабриковано так, что никто и не скрывал фальсификаций, монтажей и всякой прочей гадости, включая и то, что мне периодически озвучивали цифры, которые шли на оплату различных следственных и судебных действий. Осудили моего мужа хорошо знакомые вам судьи Пресненского суда: Татьяна Васюченко и Олег Гайдар. Итог – 9 лет строгого режима в Омске (УХ 16/9). Статья 159 ч. 4. Я обращалась во все инстанции, отовсюду была отправлена, а из Генпрокуратуры мне вообще прислали ответ: «Вы достали нас, мы прекращаем с вами переписку». Ольга, очень вас прошу связаться со мной и, если это возможно, хоть как-то помочь, тем более теперь, когда эту дрянь арестовали».

«Эта дрянь» относилось к следователю ГСУ Нелли Дмитриевой, которую на прошлой неделе арестовал как раз Пресненский суд Москвы и как раз судья Татьяна Васюченко, с которой Нелли Дмитриева плотно и дружелюбно работала долгие годы в области посадки предпринимателей.

Шекспир, чистый Шекспир.

Мы с мужем немедленно пошли встречаться с правильной женой и смелой женщиной Василисой Ксинтарис. Она предоставила нам все необходимые документы, связала с адвокатом, который вел дело, и со своим мужем Александром Сбитневым, осужденным предпринимателем. Александр разговаривал с нами по официальному телефону омской «девятки», о чем сказал сразу (молодец, опытный человек!). То есть этот разговор записывали мы и омская «девятка», и если в одном месте запись вдруг пропадет (в Омске), останется и у нас, и в памяти Саши и Василисы.

Сначала коротенько о деле Александра Сбитнева. Скажу сразу: он не ангел, далеко не ангел. И вопросы к Саше могли возникнуть. Но, во-первых, вовсе не уголовного плана, а во-вторых, заказ здесь очевиден. Довольно сложно перевести дела серьезного бизнесмена из гражданско-правовой плоскости в плоскость уголовную, и, если эту звезду зажигают – значит, это кому-нибудь нужно.

Александр Сбитнев, исполнительный директор телекоммуникационной компании (которая принадлежала Василисе), был арестован в марте 2007 года, осужден в декабре того же года судьей Васюченко, признан виновным по трем эпизодам из четырех вменявшихся ему в вину, приговорен к 8 с половиной годам колонии общего режима. Потом дело вернулось из Мосгорсуда в тот же Пресненский суд, но уже к судье Гайдару, который быстро добавил Саше выпавший было из обвинения эпизод, довел срок до 9 лет, и режим стал уже строгим. После чего о Саше все благополучно забыли, кроме его жены Василисы.

Что мне категорически не нравится в былой Сашиной деятельности, так это то, что он брал деньги в долг у частных лиц. Это как раз три эпизода, один из которых отвалился, но потом снова был крепко пришит. Саша, когда брал деньги, давал расписки – это естественно. Если у кредиторов в ситуации с невозвратом долга возникают проблемы (хотя Саша уверяет, что их не было – но поди теперь, докажи), люди идут в суд – в гражданский. Сначала разбираются там, а если вдруг не получается, тогда происходят долгие и мучительные попытки (если вы рядовой гражданин) возбудить дело. Здесь расписки сразу стали уголовными эпизодами, что уже сильно подозрительно. Один из потерпевших сообщил следствию, что Саша — мошенник, ибо за 100 тысяч долларов, которые он одолжил, обещал очень непростого чиновника выбрать депутатом Госдумы. Как мы знаем, эта услуга оценивается сильно дороже, так было и 4 года назад. Собственно, это вполне недоказуемое сообщение и стало поводом для перевода гражданского спора, которого не было, сразу в уголовное дело, минуя скучные арбитражные стадии.

Однако четвертый эпизод совсем любопытный: кажется, он и стал причиной преследования. Фирма, в которой Саша был исполнительным директором (а вовсе не главбухом и не генеральным директором: их не привлекали), получила из банка БВТ (Банк высоких технологий) кредит на развитие телекоммуникационной компании, под проект; 95 млн рублей. Проценты платил, долг отдавал, а когда фирме или банку требовалось переоформить залоги или еще что-нибудь – переоформлял, то есть банк был в курсе всего, что происходит с его кредитом, почти уже погашенным. Сашу арестовали по заявлению именно банка – в момент, когда невыплаченными оставались 4 млн руб. Арест и выбил Сашу из графика платежей, что немудрено: три года назад, когда арестовали моего мужа, я сама оказалась ровно в такой же ситуации, но – хвала всем богам – с другим банком, и мы чудным образом разошлись, страшно довольные друг другом. Банк БВТ выдвинул против Саши, а не фирмы, удивительное обвинение в нецелевом использовании 31 млн руб. из выданного и почти погашенного кредита. Что банк имел в виду, оказалось вне интереса следствия и суда, что странно. Если нецелевое использование – это вложение в другое место, а не в телекоммуникации, то какое до этого дело банку, когда средства возвращены, а проект мог провалиться на начальной стадии – это коммерческие риски. А если бы Саша, например, эти деньги обналичивал и давал взятку, то тогда предъявите другое обвинение, это уж никак не мошенничество. К тому же при обналичивании возникли бы налоговые органы с претензиями, но их не было в деле, равно как и подобных претензий. Кстати, в иске к Саше банку было отказано. Очень похоже, что Саша стал случайной жертвой внутрибанковских разборок: в этот момент умер основной акционер банка и начался спор между его наследниками. Судя по всему, Саша попал под раздачу. Чтобы, например, сменить кредитный комитет. В общем, к делу это не пришили, и сейчас уж точно не пришьешь. Еще раз:

перевод гражданских дел в уголовные – тяжелый момент. Это не может быть сделано без участия прокуратуры и суда, особенно в отсутствие арбитражного дела. Здесь всегда возникает серьезная коррупционная составляющая.

Она и возникла. И именно при участии Нелли Дмитриевой, следователя ГСУ при ГУВД Москвы, и еще нескольких людей, чьи имена хорошо известны стране. Это Антон Чайка, который уже засвечен в пособничестве при получении взятки, и один из самых известных действующих замов генерального прокурора, а также судья Мосгорсуда. Александр Сбитнев встречался с ними лично, в официальном кабинете: за изменение меры пресечения у Саши потребовали $500 тысяч, за закрытие дела – $2 млн. Именно этот рассказ Александра Сбитнева и записан на нескольких носителях. Саша готов давать подробные показания. И если с Сашиной головы или с головы его жены Василисы Ксинтарис упадет хоть один волос – будет понятно, что это дело рук действующего заместителя генерального прокурора и судьи Мосгорсуда.

Новости и материалы
Ученые выяснили, что дорожный шум вредит птенцам и яйцам
В Тегеране назвали виновных в терактах в Иране и России
В РФ спустили на воду учебный корабль для вертолетчиков
Педиатра, оскорбившую память российского солдата, арестовали
При разборе завалов дома в Токмаке нашли тело мужчины
Дума обсуждает запрет в области криптовалют
В РФ семьи с высоким доходом могут исключить из программы льготной ипотеки
Памятник советским солдатам сбросили с постамента в украинском Ровно
Школьница упала с лошади и очутилась в реанимации с разрывом почки
В Аргентине открыли новый вид проворных травоядных динозавров
Экспортную пошлину на золото могут обнулить
Петербуржец подстроил нападение на возлюбленную, чтобы ее впечатлить, но попал под суд
ВСУ обстреляли Белгородскую область
Эрдоган приедет в США в следующий раз
Ведущие пловцы мира готовят многомиллионный иск против WADA
Казанская полиция нашла дома у наркокурьера таз с мефедроном
В Пентагоне ушли от ответа на вопрос, может ли Украина победить Россию
ФИБА продлила отстранение российских спортсменов
Все новости