Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Одна правда на всех

Школьный учебник истории следует очистить от небылиц и конъюнктурных идеологем

Единый учебник истории – правильная идея. Но пытаться с его помощью навязывать политически выгодную власти трактовку тех или иных событий бессмысленно. Если школу обоснованно уличат во лжи по истории, ученики перестанут воспринимать все, о чем им будут говорить учителя.

В наступившем учебном году учить историю России будут еще по разным учебникам. Но возможно, что уже скоро появится одна книга на всех: призыв президента найти «единые подходы» в освещении истории в школьных учебниках (Дмитрий Медведев назвал это «проблемой консенсусных точек»), судя по развернувшейся дискуссии и жару, с которым эту идею подхватила «Единая Россия», услышан.

Теоретически единый учебник по истории – это хорошо и правильно. Потому что история, как и всякая научная и учебная дисциплина, должна, с одной стороны, познавать истину. С другой – учить школьников и студентов тому, что правильно и истине соответствует, а не набору еретических воззрений и нелепых, дилетантских либо просто рассчитанных на эпатаж суждений.

Что Суворов был женщиной, а Пересвет – любовник Сергия Радонежского. Что Кутузов – эротоман, весь 12-й год таскавший в своем штабе гарем из несовершеннолетних красавиц, а Ленин – немецкий шпион. Что Александр Невский ни в каком Ледовом побоище не участвовал, а ГУЛАГ прошли десятки миллионов людей. Что XX век — не век высочайшего мирового могущества России (СССР), а ее «антропологическая катастрофа». То есть утверждать все, что придет в голову. Главное, чтобы было не так, как принято считать.

Плохо, если это просто публично провозглашается. Еще хуже, если этому учат в школе от имени официальной науки и государства. Потому что

историческое сознание – основание гражданского самосознания. И фрагментация и дезорганизация этого сознания есть разрушение и деформация этого самосознания.

Обучение истории не только учит, оно и формирует личность. И гражданина страны.

История страны есть некий пройденный этой страной и ее народом путь. И поскольку эта страна и этот народ существуют, постольку это означает, что они прошли его успешно и у них есть предмет для гордости.

И в этом отношении преподавание истории, особенно в школе, должно работать на формирование гражданской и национальной гордости за свою страну и ее историю. Тем более что это правда: раз народ в истории состоялся и все испытания выдержал, значит, есть чем гордиться.

Другой вопрос, что возникает и потребность в уточнениях, чем гордиться — тем, что в истории твоей страны был Сталин, или тем, что память о нем официально низвергли. И среди ученых, и среди политиков есть на этот вопрос полярно разные ответы. Хотя в конечном счете критерий истины все же практика: вот когда успехи были больше, тем и гордиться нужно.

При этом есть и другие проблемы. Одна – это то, что и в эмпирических науках есть разные точки зрения и гипотезы. И даже в точной науке математике утверждение, что две параллельные линии не пересекаются, верно лишь в рамках Евклидовой геометрии.

И потому в преподавании истории, во-первых, нужно изначально указывать на пределы применения той или иной теории, а во-вторых, давать относительно общепринятую трактовку. И уж, во всяком случае, не ту, которая разрушает общее позитивное восприятие отечественной истории и судьбы страны. Другая проблема – это то, что

не может быть единой трактовки истории, в первую очередь новейшей, там, где существует раскол общества по оценке ключевых исторических и политических событий.

При этом нужно понять и признать, что пытаться единым учебником истории навязывать нужную на данный момент власти и политически выгодную ей трактовку тех или иных событий бесполезно. Особенно если в обществе существует массово укорененная и опирающаяся как на традицию, так и на развернутую историческую аргументацию иная точка зрения и иная (по сравнению с официальной) трактовка.

В этом случае общество и внешкольное окружение с той или иной степенью эффективности будут переламывать школьно-государственную версию и тем самым разрушать доверие к школе как таковой. Там, где родители ученика аргументированно уличат школу во лжи по истории, там ученик не поверит школе и в вопросах физики. И просто перестанет воспринимать все то, что ему будут там говорить.

То есть если и создавать единый учебник по истории, то такой, чтобы ему верили. И, чтобы он не превратился в ЕГУИ (единый государственный учебник истории) в смысле «пособие для сдачи ЕГЭ», он, представляется, должен опираться на следующие базовые принципы.

Первый: он должен быть ориентирован на формирование позитивного восприятия пути, который прошла страна, и гордости ее победами, что не исключает показа противоречий развития и цены, которую приходилось за победы платить. Только с позиций, не подвергающих сомнению то, что это были не поражения, а именно победы, которыми нужно гордиться. И чем выше была цена, тем выше и значимость такой победы, и право на гордость за нее.

Второй: он должен максимально выявлять и безальтернативно подавать те факты и события истории, по которым существует консолидированная оценка значимо большей части общества. Победа в Великой Отечественной войне и ее историческое значение, восстановление страны после разрушений, вызванных гитлеровским нашествием, восстановление и реконструкция народного хозяйства и превращение страны в мощную индустриальную державу, освоение космоса и развитие науки – все это должно подаваться в единой трактовке, не допускающей и разоблачающей альтернативные толкования.

Третье: вопросы, по которым существует раскол в общественном сознании (события 1937 года и роль Сталина, Гражданская война и коллективизация, экспромты Хрущева и проблемы того, что принято называть «застоем», трагедия «перестройки» и т. п.), должны подаваться именно как вопросы, по которым нет единого мнения, с указанием на это и изложением сути основных противостоящих версий. Четвертое:

общая линия преподавания и трактовки событий должна вписываться в основные параметры конституционного устройства страны.

Если Россия – это демократическое государство с республиканской формой правления, значит школьная история принимает за аксиому, что демократия (в ее сущностном, а не постмодернистском понимании), то есть власть большинства, руками самого большинства и в интересах большинства, и борьба за нее народов России на протяжении веков – это хорошо. А самодержавие и подавление этой борьбы имущими и элитой – это плохо.

Если Россия – республика, значит республика – это хорошо, а абсолютизм и монархия – это, при прочих равных, плохо. То есть борьба в истории против самодержавия (начиная с известного момента — момента создания единого централизованного государства) – это хорошо, а подавление этой борьбы – это плохо. И соответственно, свержение монархии и самодержавия – это хорошо, а контрреволюция – это плохо.

Если Россия – светское государство, то клерикализация общества и вмешательство церкви в его дела – это плохо.

Если Россия – социальное государство, то борьба трудящихся за свои социальные и экономические права – это хорошо, как и отстаивание интересов бедняков и неимущих трудящихся, а борьба против них – это плохо.

То есть преподавание истории должно подтверждать значимость основных базовых параметров современного российского государства, закрепленных в Конституции.

Точно так же, как оно должно показывать и подтверждать значимость и самоценность такой закрепленной в Конституции цели и ценности российского государства, как «создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». И показывать российскую историю как историческое движение – с прорывами и откатами – к этой цели.

Новости и материалы
Саперы тысячами разминируют боеприпасы в Авдеевке
Воздушную тревогу объявили в нескольких областях Украины
Российские морпехи уничтожили наблюдательный пункт ВСУ
В конгрессе США высказались насчет претензий Украины на Крым
Онколог рассказал об инновационном методе, который может выявить рак на ранних стадии
Следствие просит суд продлить арест Блиновской
Над Рязанской областью подавили беспилотники
Регионам с затоплениями угрожает вирус малярии
Ураганный ветер может оставить без света несколько регионов на Кавказе
Пророссийское подполье рассказало о пытках украинских спецслужб
Ученые превратили очистки граната в антимикробный препарат
Россиянам рассказали, где можно будет бюджетно отдохнуть летом
В США произвели почти центнер обогащенного урана
Израиль попросил у США больше вооружения
В Минфине рассказали о ключевых рисках развитых экономик
Потепление в Антарктике повысило уровень моря на другом конце света
США подняли в воздух стелс-бомбардировщики
ООН: убийство военкора Еремина должно быть расследовано
Все новости