Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Заслужили перед Отечеством

Как выясняется, кроме чиновников, оказывать услуги Отечеству у нас никто не уполномочен

Орден «За заслуги перед Отечеством» — главная номенклатурная награда России, обозначающая высоту, на которую забрался знатный человек. Награжденные, а их уже почти 3,5 тысячи, — наша титулованная аристократия.

Может показаться, за прогрессивность у нас тоже награждают. Орден «За заслуги перед Отечеством» пожалован шефу Центробанка Игнатьеву и даже Чубайсу. Чубайса, правда, отметили самой скромной его степенью из всех возможных — четвертой. Но лиха беда начало. Если очень хочется, то даже и в этом можно усмотреть начало пересмотра наследия ошельмованных 90-х.

Ведь оба орденоносца — герои тех незабвенных лет. Оба вышли из команды Егора Гайдара. А если добавить к ним еще одного экс-гайдаровца, игнатьевского зама Алексея Улюкаева, тоже получившего этот орден, то уже буквально и тенденция просматривается. Самого-то Гайдара при жизни орденами не баловали.

Впрочем, все вышесказанное — оптический обман. Наградили Чубайса вовсе не за ваучеры, не за организацию победы над Зюгановым в 96-м и даже не за реформаторские попытки на поприще энергетики. В президентском указе отмечен лишь его «большой вклад в реализацию государственной политики в сфере нанотехнологий», а также «многолетняя добросовестная работа». Так что

Чубайс награжден вовсе не в прежнем, а только в сегодняшнем, полукомическом своем ранге заодно с сотнями ежегодных получателей этой же награды IV степени, пребывающими в том же служебном калибре, вместе с вице-губернаторами федеральных субъектов, шефами федеральных агентств средней руки или, допустим, гендиректорами казенных племенных заводов.

Не говоря уже о том, что непосредственным поводом для награды послужил 55-летний юбилей Анатолия Борисовича. Эта полукруглая дата почему-то особенно располагает высшее начальство к пожалованию данного ордена. Именно к ней в свое время приурочивалось признание заслуг перед Отечеством Михаила Фрадкова, Сергея Иванова, Сергея Степашина, Сергея Миронова.

Однако могли ведь и совсем не наградить. Ни Геннадий Бурбулис, ни Валентин Юмашев, ни Александр Волошин — в разное время, как и Чубайс, вторые лица в государстве — никаких орденов не получали, ни к юбилеям, ни так. Значит, частичная реабилитация все-таки имеет место.

А если к чубайсовой награде добавить орден третьей степени, данный Игнатьеву, и ордена четвертой степени, полученные его замами Улюкаевым и Лунтовским, то в этом можно прочитать и другую логику, и снова логику прогресса. Кризис, надолго или нет, затих, и пробил час отметить тех «буржуазных спецов», благодаря усердию которых он не перешел в полный развал.

Понятно, что наградили отцов Центробанка. Немножко менее понятно, почему среди них Чубайс. Однако и он ведь символ прогресса. Но вот совсем уже непонятно отсутствие среди отличенных Алексея Кудрина. Неужто он не наработал хотя бы на третью орденскую степень (четвертую-то ему дали пять лет назад)?

Конечно, президент, который подписывает наградные указы, относится к Кудрину с оттенком легкой прохлады. Не говоря о том, что осенью Алексею Леонидовичу стукнет пятьдесят, и тогда уж награждение созреет само собой (если хозяйственная конъюнктура вдруг не сыграет к этому моменту радикально вниз). Но при всей утешительности этих рассуждений ясно, что

логика официального признания заслуг перед Отечеством завязана все-таки не на успехи претендентов на поприще прогресса и даже не только на их успехи на поприще сервилизма, а на что-то более замысловатое. И точному формулированию не поддающееся.

В этом и прелесть ордена «За заслуги перед Отечеством». Фактически это главная у нас номенклатурная награда, обозначающая высоту, на которую забрался знатный человек. Андреем Первозванным и Святым Георгием награждают в редких и особых случаях, а число кавалеров хотя бы одной из четырех степеней заслуг перед Отечеством приближается к трем с половиной тысячам. Это наша титулованная аристократия.

Оставим в стороне квоты, выделяемые культурным, спортивным и научным деятелям. Тут свои тонкости. Считая от 1994 года, ордена низших степеней были пожалованы даже и нескольким пролетариям. Кажется, троим — фрезеровщику, токарю и токарю-карусельщику. Но все прочие кавалеры — чиновники и лица, к ним приравненные.

Сословный дух, пропитывающий наше общество, определяет, что кто-либо другой, кроме чиновников, оказывать услуги Отечеству просто не уполномочен. И этот же дух заставляет расставлять сановных людей по ступеням в зависимости от ранга знатности.

Получение ордена I степени мэром рядовой областной столицы настолько же немыслимо, насколько оскорбительно было бы пожалование IV степени мэру столицы просто.

Впрочем, тут-то все в порядке. Глава Москвы наслаждается первой степенью, а мэр Ростова-на Дону довольствуется четвертой. Но для многих других зависимость между знатностью и должностью совсем не так проста.

У шефа президентской администрации Сергея Нарышкина заслуги перед Отечеством пока что тянут лишь на скромную IV степень, а его зам Владислав Сурков обладает орденом III степени. Почтенные отставники Примаков и Шаймиев носят ордена I степени. А далеко еще не расставшийся с силовой карьерой председатель Совбеза Николай Патрушев — уже обладатель полного банта ордена «За заслуги перед Отечеством» всех четырех степеней.

У семейной министерской пары Христенко — Голикова три ордена: два у Виктора Борисовича (III и IV степени) и один у Татьяны Алексеевны (IV степени). А в других начальственных родственных группах распределение орденов гораздо менее пропорционально даже и при относительном равновесии занимаемых должностей.

Хотя каждый министр, губернатор, трехзвездный генерал, кремлевский столоначальник, шеф госкорпорации, парламентский вице-спикер, глава любого из высших судов или, допустим, вождь независимых профсоюзов имеют право претендовать на этот орден хотя бы в скромных его номинациях, и в большинстве случаях эта претензия удовлетворяется, но полной гарантии никогда нет.

Притязания на официальный сертификат заслуг перед Отечеством, а значит, и на знатный титул у любого карьерного чиновника складываются в незримый пакет, в котором свой вес и у формальной должности, и у неформальной роли в аппарате, и у стажа пребывания наверху, и у собственной симпатичности в глазах высших лиц, и у такого неуловимого свойства, как номенклатурная добротность — умение всегда быть в струе.

Ничто из перечисленного не записано в статуте ордена, но именно это создает то силовое поле, в котором живут и работают те, кто претендует, и те, кто награждает. Именно так из разноликих первоначально людей выковывается тусклая властная вертикаль, заслуги перед которой маркируются серебряной с позолотой наградой четырех степеней.

Новости и материалы
На вооружение российской армии поступил дрон с «сюрпризом»
Названы самые частые причины, почему россияне боятся обращаться к врачу
Избирательный бюджет Байдена пополнился на рекордные $25 млн
Число иноагентов в России за три года выросло в 3,5 раза
Ветеран спецслужб России считает, что в теракте в «Крокусе» замешаны британцы
Россиянам в апреле пообещали аномальное тепло
В Германии заявили о готовности гарантировать безопасность Газе
Взрывы произошли в Хмельницкой области Украины
Ученые нашли способ очистить ячмень от токсичного алкалоида
В Белгороде объявлена воздушная тревога
Транзитные номера более не помогут в Польше или Латвии
Свечи начали убирать с места стихийного мемориала у «Крокуса»
В кабмине решили усложнить получение водительских прав для призывников
В США ответили на вопрос о причинах ухода Нуланд с поста
Ученые выяснили, чем вредна скука на работе и как от нее избавиться
В российской армии нашли средство борьбы против эскадрилий беспилотников
Археологи нашли средневековый замок со рвом под отелем во Франции
Слова Байдена в адрес руководства России назвали непристойными
Все новости