Зубы кризиса

Кризис в буквальном смысле слова ударил россиян по зубам

Татьяна Яковлева 03.08.2009, 10:34
Thinkstock/East News

Лечение за время кризиса уже подорожало, а этой осенью эксперты обещают настоящий рост цен, а не такой «несерьезный», лишь на 30–50%, как до сих пор. На достижение этого результата заточена вся экономическая политика государства.

Трудно разобраться в ценообразовании на медицинском рынке. Каждый его сегмент имеет свои особенности, но есть и общие тенденции, которые можно выявить, разобрав один конкретный. Например, стоматологию и зубное протезирование.

Кризис в буквальном смысле слова ударил россиян по зубам — стоимость установки пломбы за несколько месяцев выросла примерно на 40–50% (речь идет, понятно, не о государственных клиниках, там свои проблемы).

Удар ощутили все — худые и толстые, бедные и богатые.

Вот реальная история, приключившаяся недавно с одним из самых известных московских банкиров. Его знакомая стоматолог рассказывает об этом без смеха. Она была в отъезде, а у банкира разболелся зуб. Несчастный нашел в интернете телефон клиники. Позвонил. На том конце провода работали профессионалы. Они сразу все поняли. Уговорили банкира не ехать самостоятельно, прислали за ним машину — «Мерседес». Быстро вырвали зуб. Боль прошла. На другой день у банкира заболело сердце — от обиды, когда он взглянул на счет из клиники — 87 тысяч рублей.

Банкир не скрывает, что для него 87 тысяч рублей то же, что для многих соотечественников просто 87 рублей. Но он привык любопытствовать, что почем и почему. Опытный финансист не смог объяснить, почему с него содрали 87 тысяч за зубодерство, и остался в уверенности, что его просто «развели».

Почему?

Почему полгода назад установить пломбу в среднем стоило от 1000 рублей, а теперь надо уже выложить 1500 рублей, на что именно пришлось повышение? Простой, кажется, вопрос: из каких, собственно, частей образуется цена пломбирования зуба, какая часть — зарплата врачу, оплата материалов, аренды или чего там еще — самая главная в том, что общая цена выросла на 50%? Маржа, кстати, какая, то есть разница между себестоимостью и отпускной ценой?

Никто из опрошенных руководителей зубных клиник, начальников разных ассоциаций и аналитиков рынка четкого ответа на это дать не смог.

Вообще не существует отдельной статистики по рынку зубного протезирования, не говоря уже о таком узком сегменте, как рынок пломб. Отслеживаются тенденции на фармрынке вообще. В результате

по продуктам питания, к примеру, можно посмотреть, как дорожает масло сливочное у нас, а как в других странах, сравнить данные и сделать выводы. А по пломбам вся информация растворяется в словесном тумане типа «волантильность курсов», «репутационная зависимость», получаемом в ответ на простые вопросы о ценообразовании.

Профессиональные игроки рынка медуслуг, если попытаться все-таки выбить из них информацию, начинают говорить о дилетантстве. Может, и так, но смущает история с вырыванием зуба у банкира, которого трудно назвать дилетантом в финансовой сфере. Банкир до сих пор кипятится при воспоминании о том «Мерседесе» и той клинике и никак не находит ответа на свой простой вопрос:

За что?

Ценообразование на рынке медуслуг, в области зубного протезирования вообще и в пломбировании в частности, — сфера мутная. Вот что удалось выяснить после опроса самих стоматологов и менеджеров крупнейших клиник.

В период кризиса средние цены на пломбирование выросли по всему миру. Но здесь ключевое слово: «средние».

Дело в том, что, как говорит директор Национального института информатики, анализа и маркетинга в стоматологии Владимир Садовский, «в Европейском союзе в кризис наметилась тенденция притока пациентов к стоматологам, работающим высокотехнологично, во многом за счет оттока клиентов из клиник среднего уровня. Находясь в зоне жесткой экономии, европеец предпочитает минимизировать традиционные социальные расходы (путешествия, рестораны…), переводя высвободившуюся часть в поддержку собственного здоровья».

То есть в кризис европейцы стали предпочитать более качественные, более дорогие услуги. В результате средняя цена пломбирования выросла примерно на 8%. Но это не значит, что на те же 8% подросла и цена самой недорогой пломбы. В РФ же приходится говорить о повышении под маркой кризиса цен на все виды услуг.

От чего?

Чтобы выявить влияние кризиса на рост цен, можно вычесть из стоматологической инфляции 12% — на столько, по официальной статистике, ежегодно цены росли и до кризиса. На откуда взялись еще примерно 35% роста цены?

Стоматологи кивают на рост стоимости технических работ, то есть на повышение расценок техниками — изготовителями пломб. Техники-изготовители ссылаются на рост стоимости материалов. Почти все материалы — импортные, срабатывают и рост курса доллара и евро, и другие факторы.

«На рынке доминируют импортные материалы, — говорит эксперт ЦМИ «Фармэксперт» Давид Мелик-Гусейнов, — технологически они далеко ушли от наших».

По опросам других участников рынка и экспертов, 60% материалов приходится на США и Германию, 20% — на Японию, 15% — на Италию, Швейцарию, Францию, 4% — на Словакию, Чехию, Словению и всего 1% — на Россию.

Кстати, если считать совсем грубо, к потере «веса» рубля примерно на 40% можно прибавить еще 10–12% инфляции и увидеть, что клиники как-то умудряются не повышать цены сверх этих самых 50–52%.

Садовский, впрочем, быстро развеял восхищение гуманностью стоматологов. Оказывается, они просто перестали покупать в кризис материалы и живут по большей части на старых запасах: «На крупной выставке в Кельне в марте этого года зарубежные производители оборудования и расходных материалов сетовали, что российские дистрибуторы не выполняют ожидаемого объема импорта в Россию. Многие клиники продолжают работать на материалах, закупленных в конце 2008 года, не торопясь авансировать в новые закупки, а дистрибуторы не хотят замораживать средства, инвестируя в авансовые платежи».

Но хоть и снизился поток пациентов в клиники (по свидетельствам врачей, почти на треть), все-таки материалы расходуются. И начинают болеть зубы, стоит только задуматься о том, что будет, когда запасы иссякнут…

«До марта кризис еще не ощущался. Все сидели на старых запасах. В мае ситуация уже резко изменилась. Теперь новые повышения цен неизбежны. К осени будет хуже», — обрисовала перспективу вице-президент Ассоциации российских торговых и промышленных предприятий стоматологии Ирина Павленко. «Хуже» — это когда начнут массово закрываться клиники.

Практикующие врачи признают, что уже сейчас чаще стали ставить под видом пломб «всякую дрянь». И утверждают, что никакие законы о правах потребителей и система рекламаций не спасут от массовых фальсификаций. То есть лучше подлечить зубы до осени.

Между тем на сегодняшний день в России насчитывается 122 предприятия, выпускающих отечественные стоматологические материалы и оборудование. И если объем общего товарооборота с учетом серого рынка достигал в докризисный период $1 млрд (доля отечественного продукта составляла не более $50 млн), то в объеме потребления российский производитель закрывал до 40%. Конечно, в основном это — госмедицина.

И до кризиса, и теперь иностранные компании-экспортеры не торопятся открывать свои производства на территории России. «Причин много: неуверенность в завтрашнем дне (макрополитика и экономика), неуверенность в будущем качестве изделия. Ведь частные стоматологи России во многом лояльны к ряду зарубежных торговых марок, качество которых проверено десятками лет, и не торопятся поддерживать отечественного производителя», — пояснил Садовский.

Что делать из палладия

Однако именно Россия является крупнейшим мировым производителем и экспортером (70%) палладия — сырья для производства материалов зубного протезирования.

Знакомая история. Так же РФ экспортирует нефть, но не производит ни грамма приличного бензина. Лес-кругляк импортируем, ИКЕA пришлось в РФ применить практику почти рейдерского захвата лесхозов — ну не умеют шведы работать иначе по всему миру, как организовывать в каждой стране своего присутствия рабочие места для местных жителей и платить налоги в местные бюджеты.

На недавнем петербургском форуме на то, что РФ является лидером по запасам и добыче палладия, обратил внимание спикер Думы Борис Грызлов. Он предложил делать из этого редкого металла… рубли.

Кажется, было бы резоннее сначала научиться делать пломбы, как принято в мире. Что мешает?

«Медицинское производство — это среда среднего и малого бизнеса. Огромный по объему выпуска продукции завод в Швейцарии держит не более 200 рабочих. У нас заводы, которые были в советское время, закрылись. В 90-х челночным способом завозили материалы, тогда не требовалось прохождения многих инстанций, и многие успели поднять свой бизнес в этот период», — рассказывает Павленко.

В советское время заводы строились гигантские, в силу своей громоздкости они не могли быстро реагировать на новые технологические разработки и перестраивать производство, так что закрыты были логично. Эту беду советской экономики хорошо описал Егор Гайдар, размышляя, почему развалилась действительно тщательно, очень неглупо и весьма скрупулезно спланированная экономика.

Хорошо, уяснили, что не гиганты надо возводить, а малые и средние предприятия стимулировать. Ну и…? Теперь что мешает? Нет технологий? Но и у китайцев их нет, причем, в отличие от России, своих и сроду не было. Однако

все те мировые лидеры, которые поставляют нам материалы, в Китай приходят и там предприятия открывают, предоставляя им технологии. Как делают это во всех странах, где люди имеют привычку зубы чинить.

Павленко отмечает две основные причины неприхода к нам западных производителей: «Свои заводы западникам у нас открывать невыгодно. Рабочая сила не дешевая, зато бюрократизм высок».

Насчет стоимости рабочей силы вопрос спорный. А вот бюрократизм впрямь стал главным пугалом для инвестиций. Об этом президенту Дмитрию Медведеву на Петербургском экономическом форуме рассказывал один из американских инвесторов в ответ на призыв идти в Россию. Бизнесмен поведал, как для выхода на региональный рынок и организации там рабочих мест ему пришлось представить 47 тысяч страниц разных справок налоговикам и прочим контролерам, причем этот увлекательный процесс продолжается. Впредь, говорил измученный российскими бюрократами американец, он вряд ли решится на новый подвиг…

Павленко констатирует: «То же происходит и с открытием медицинских центров. Требуются тонны документов, многие из которых очень быстро становятся недействительными. Бюрократизация губит развитие рынка».

Если у вас болят зубы

Получается, что главная причина «зубной боли» — бюрократизация. Статистика отражает это бесстрастно. Если в развитых странах до 80% ВВП производят малые и средние предприятия, то в РФ все наоборот. Вот и монополизация, вот и пломб, как многого другого, своих нет. Далее можно рассуждать о политико-экономическом устройстве, но полезнее познакомиться с выступлениями на разных заседаниях российских руководителей всех высоких рангов. Чтобы быстро убедиться: сегодня у них основной тренд — борьба с мелкотоварным производством в пользу крупнотоварного. Другими словами: спите спокойно малые и средние предприятия.

Все это — уже из области философствования. А что делать, если зубы разболелись?

Несколько бесплатных советов:

— подлечить их сейчас, пока еще есть шанс, что вместо палладия и прочего невредного материала не будет использован какой-нибудь ядовитый материал;

— постараться найти знакомого врача (знакомого знакомых) в хорошей частной клинике. Дело в том, что сейчас врачи в частных клиниках «для своих» клиентов используют проверенный советский метод, который можно назвать «мимо кассы». То есть вы платите не в кассу, а наличными стоматологу. Так можно сэкономить до 40% от цены всех работ;

— стоит обратить внимание и на обычную государственную стоматологическую клинику. Если там приплатить мастеру кэшем, то тоже можно получить сервис высокого качества и почти бесплатно. Вычислить, какой врач в госклинике действительно стоящий, лучше через знакомых. На крайний случай можно посмотреть, кому из дантистов принадлежит приличная машина, припаркованная у входа в клинику;

— и последнее: 100-процентной гарантии качества услуг нигде, ни от кого, никогда не ждите в пределах госграниц РФ.