Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Коммунизм спускается с Гималаев

Отстраненному от власти королю Непала повстанцы посоветовали заняться бизнесом

Свергнувшие монархию непальские марксисты и маоисты выберут своего первого президента. Реальная же власть в стране, скорее всего, будет сосредоточена в руках товарища «Лютого», командующего повстанческой армии, главного кандидата на пост премьер-министра.

Завтра, 19 июля, Конституционная ассамблея Непала должна избрать первого президента страны. Компартия Непала (маоистская), обладающая 220 депутатскими мандатами, выдвинула Рамраджа Прасада Сингха, Непальский конгресс, имеющий 110 мест, — Рама Барана Ядава, располагающая 103 голосами «умеренная» Компартия Непала (объединенная марксистско-ленинская) — Рамприта Пасвана. Все они принадлежат к малой народности мадхеси, населяющей южные районы страны (ведущие партии сделали ставку на них в расчете на поддержку депутатов, представляющих эту народность).

Но претендентом на роль истинного главы государства является «товарищ Прачанда» («Лютый»), он же Пушпа Камал Дахал, бывший агроном, председатель Коммунистической партии Непала (маоистской), командующий повстанческой армией.

Он, скорее всего, станет главой правительства с полномочиями не меньшими, чем у Владимира Путина. У «Лютого» — 23 тысячи вооруженных повстанцев, «народные» органы власти – местные советы, суды, милиция, налоговые органы – в 68 департаментах из 75. За ним – выигранная война. И власть он получит — так или иначе.

Непал – это не только красоты Гималаев и прославленный первыми хиппи Катманду. Это страна, в которой в XXI веке произошла самая настоящая социалистическая революция — явление в наше время уникальное. Гэри Леупп, профессор факультета истории в университете Тафта и координатор Программы азиатских исследований, так охарактеризовал события в Непале: «Эта победа, в конце концов, будет вызовом Фукуяме с его «концом истории» как столкновения идей и Хантингтону с его «столкновением цивилизаций». Мы снова окажемся в разгаре старого спора — капитализм против коммунизма, который считали давно решенным и выброшенным на свалку истории».

Восстание непальских маоистов началось в 1996 году. Сначала они укрепились в отдаленных районах, затем перенесли операции в густонаселенные департаменты и создали разветвленное подполье в городах. После трагедии 1 июня 2001 года, когда наследный принц Дипендра, по причинам, толком не выясненным до сих пор, расстрелял популярного короля Бирендру и почти всех членов королевской семьи, авторитет монархии резко упал. Повстанцы начали захватывать один департамент за другим. Новый король, Гьянендра, метался: то начинал переговоры с повстанцами и вводил оппозиционеров в правительство, то объявлял военное положение и бросал войска и против мятежников, и против мирных демонстрантов. В 2006 году власть, парализованная стачками, обескровленная наступлением повстанцев, рухнула: король согласился провести референдум и приказал деморализованной армии прекратить огонь. В апреле 2008 года прошли выборы в Конституционную ассамблею, на которых маоисты опередили все прочие партии. 28 мая Ассамблея упразднила монархию и провозгласила Непал республикой.

Как же получилось, что в горном королевстве победили коммунисты? На самом деле ничего удивительного в этом нет. Непал – одна из самых бедных стран в мире. В 1998 году доход на душу населения там составлял $215 в год – беднее была только Эфиопия.

С тех пор ситуация ухудшилась, так как война покончила и с без того невеликим экономическим ростом. Феодализм средневекового типа и кастовая система усугублялись полным нежеланием и неумением правящих кругов интенсифицировать развитие страны. Природные ресурсы — известняк, железная руда, медь, золото, свинец, цинк, магнезит и кобальт – не только не осваиваются, но и толком не разведаны. Гигантские гидроресурсы не используются; большая часть потребляемой электроэнергии поставляется из Индии. Мелкие, полукустарные предприятия, производящие сахар, сигареты, текстильные изделия, ковры и обувь, расположены на юге страны, в Биратнагаре и Биргандже. Но и это производство ориентировано в основном на сбыт в соседние Индию и Бангладеш. Сельского населения – почти 90% (высший показатель в мире), земля обрабатывается той же сохой, что и тысячу лет назад.

От 5 до 7 миллионов непальцев (из 27) в поисках лучшей доли уехали в Индию и в страны Персидского залива. Понятно, что в Непале популярность получили самые радикальные критики правящей элиты. Качество и поведение элиты стало причиной революции, как, впрочем, и в других странах.

Повстанцы не столько воевали, сколько создавали альтернативные органы власти, ликвидируя феодальные структуры. КПН (м) создавали профсоюзные, крестьянские, женские организации, ассоциации национальных меньшинств и низших каст. Действуя так, они просто не могли не победить, так как власти то ли пребывали в состоянии паралича воли, то ли надеялись, что все само собой рассосется, и «быдло» успокоится.

Начиная войну, маоисты предъявили властям список требований. Он включал изгнание иностранного капитала из национальной индустрии, конфискацию земли у помещиков и передачу ее крестьянам, признание прав этнических меньшинств на автономию, равенство всех языков, представительство далитов (неприкасаемых) и женщин в органах власти, ликвидацию кастового неравенства. Согласитесь, программа далека от идей Мао времен «культурной революции» или же Пол Пота. КПН (м) обещала содействовать национальному капиталу.

Об экономической модели, которую он планирует осуществлять, Прачанда говорит: «Наше отношение к Китаю связано также и с той моделью экономического роста, которую он продемонстрировал, мы тоже стремимся к подобному результату». Кстати, отстраненному от власти королю он посоветовал заняться бизнесом. Никаких расстрелов в подвале Ипатьевского дома…

Апокалиптические прогнозы относительно будущего Непала в связи с приходом к власти маоистов вряд ли сбудутся. Кстати, премьер-министр Эфиопии Мелес Зенауи, тоже пришедший к власти в результате гражданской войны, в партизанские годы возглавлял маоистский Народный фронт освобождения Тыграя. А экономическую модель он выстраивает авторитарно-капиталистическую. Никакого марксизма.

Как будут развиваться дальнейшие события в Непале – покажет будущее. Вряд ли оно будет безоблачным в этой бедной, взбудораженной войной стране.

Против модернизации госструктур, общества и экономики будут не только политические противники Прачанды, но в первую очередь его сподвижники. Ведь очень многие из них мечтали именно о маоистской революции, с расстрелами и равенством в нищете. К буржуазии они относятся не лучше, чем у нас «комиссары в пыльных шлемах» относились к нэпманам.

Еще в 2001 году ультрарадикалы-маоисты создали Коммунистический центр Непала (маоистский), обвинивший Прачанду и его товарищей в предательстве революции. В соседней Индии до границ Непала тянется «красный коридор» — зона действий Маоистского коммунистического центра Индии и его вооруженной структуры – группы «Народная война». Они участвовали в боях в Непале на стороне повстанцев, поставляли им оружие, помогали деньгами и располагают лагерями на непальской территории. Индийские экстремисты уже пытаются вести войну с непальских баз, провоцировать военные действия между двумя странами. В Индии среди непальских эмигрантов действует и экстремистский Фронт национального освобождения гуркхов, борющийся за самостоятельный штат «Гуркхаленд» в районе их компактного проживания. Бойцам Прачанды помогала и пакистанская военная разведка, и мусульманские террористы (вроде даже пресловутая «Аль-Каида (организация запрещена в России)») в расчете на дестабилизацию индийского пограничья — этим силам также очень не хочется мира в Непале. Есть, наконец, серьезные межнациональные, межрегиональные и межконфессиональные противоречия. В общем, новым властям Непала будет очень нелегко.

Особых причин радоваться победе непальских коммунистов нет; каковы бы ни были их истинные взгляды и цели, восстание и гражданская война – всегда трагедия. Безусловно, мирное проведение реформ в условиях демократии и свободной экономики лучше, чем навязывание их вооруженными повстанцами. Но получилось так, как получилось, и непальский урок может послужить предостережением правящим кругам других прозябающих в нищете стран.

Новости и материалы
Число пострадавших при обстреле Белгорода возросло до восьми
В Южной Корее создадут министерство повышения рождаемости
Американский генерал заявил, что РФ нарастила арсенал межконтинентальных ракет
Оказание бесплатной юридической помощи предложено регламентировать стандартом
Россиян предупредили о схеме мошенников с рассылкой писем от имени ФНС
Лидер Китая прибыл с визитом в Венгрию
Киев пытался с помощью дронов атаковать Брянскую область
В Европе рассказали о значении визита Путина в Китай
День Победы ассоциируется у большинства россиян с гордостью за Родину
В Белгороде после обстрела загорелись автомобили
Грузия изменит условия въезда индивидуальных туристов
В России начались длинные праздничные выходные
Минобороны США признало, что у него нет адекватной защиты от гиперзвуковых ракет
В Белоруссии одобрили проект программы Союзного государства «Приоритет»
В Белгороде третий раз за ночь звучит сирена ракетной опасности
Тара Рид пообещала бороться за привлечение Байдена к ответственности за домогательства
Захарова заявила, что западные страны хотят вымарать РФ из числа победителей в ВОВ
Военные ВСУ заявили, что российская армия применяет гораздо больше дронов, чем раньше
Все новости