Слушать новости
Телеграм: @gazetaru
Реальный эффект виртуального бизнеса

То, чего многие герои 90-х с переменным успехом добивались с помощью криминала, сейчас достижимо с помощью java-скриптов, гиперссылок и маршрутизаторов

Фото: Reuters
То, чего многие герои 90-х с переменным успехом добивались с помощью криминала, сейчас достижимо с помощью java-скриптов, гиперссылок и маршрутизаторов

Уже в следующем году расходы рекламодателей на рекламу в интернете превысят расходы на продвижение с помощью радио. Таков прогноз ZenithOptimedia, опубликованный «Коммерсантъ». Следующая «жертва» сети — это печатные СМИ, которые удастся потеснить в течение 10–15 лет.

Интернет с некоторых пор уже не является той фрик-средой, какой он был в середине и конце 90-х. В сети уже давно зарабатывают деньги, причем весьма неплохие: чего стоит только капитализация (по последней сделке) mail.ru в районе $500 млн.

Еще более ярким примером роста рыночной стоимости интернет-актива, несомненно, является холдинг РБК. В момент размещения в апреле 2002 года его капитализация составляла $83 млн. Не прошло и пяти лет, как этот показатель превысил $1 млрд, что, безусловно, шокировало многих.

Человеку, который родился и вырос еще в индустриальную эпоху, конечно, сложно поверить в то, что какой-то сайт может стоить как алюминиевый завод, а группа сайтов вкупе с небольшим платным телеканалом — как средних размеров авиакомпания.

То, чего многие герои 90-х с переменным успехом добивались с помощью различных криминальных составляющих, сейчас достижимо с помощью java-скриптов, гиперссылок и маршрутизаторов. И как-то сами собой появляются мысли о «мыльном пузыре» в интернете и неизбежном крахе «новой экономики».

Тем более что такой опыт уже был. Лет восемь-десять назад воодушевленные американские инвесторы слишком рьяно вкладывали деньги в технологии будущего — в том числе и в разного рода интернет-проекты. Стоимость последних росла как на дрожжах, превышая все мыслимые пределы: коэффициент p/e (рыночная стоимость к прибыли) регулярно превышал 100 — очень грубо говоря, это означало, что при сохранении статус-кво инвестиции в проект окупались через 100 лет или более. Ценовая коррекция привела к тому, что многие инвесторы потеряли свои деньги. Однако, как знать, возможно, и благодаря их потерянным инвестициям интернет-системе java-скриптов, гиперссылок и маршрутизаторов удалось стать столь востребованным медианосителем, весьма популярным среди рекламодателей. Интернет стремительно стал настоящим, причем в такой степени, что, допустим, радио как бизнес уже стало прошлым.

То есть, скажем, 8–10 лет назад инвестиции в «Русское радио» или журнал «Итоги» выглядели хорошими вложениями с ясной перспективой окупаемости, а покупка, скажем, сайта www.anekdot.ru — авантюрой с непонятными последствиями. Теперь ситуация изменилась на строго обратную.

Как мне кажется, сегодня многомиллионные вливания в www.loveplanet.ru — видимый мейнстрим, вложения, перспективность которых сложно оспорить, в то время как на порядок меньшие вложения в разговорную радиостанцию Business FM — неоднозначный, а то и вовсе спорный проект с неочевидным будущим.

Последнее определение пока еще не вполне применимо к печатным медиа как таковым, хотя classifieds (издания типа «Из рук в руки») уже, кажется, проиграли свою войну сети. Однако большинство сегментов печатного рынка все еще весьма привлекательны для инвестиций. Не зря же одно из ведущих изданий российского интернет-рынка — РБК — в минувшем году выпустило целую линейку печатных продуктов.

Впрочем, век печатных СМИ как выгодного бизнеса, как мне кажется, недолог. Если просто экстраполировать цифры ZenithOptimedia в будущее (что, согласимся, разумеется, не вполне корректно), то получится, что по сбору рекламы интернет догонит печатные медиа уже через 10 лет — в 2017 году. Примерно тогда, как мне кажется, печатные СМИ как область, привлекательная для инвестиций, станут прошлым.