На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на Газету.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Страна «изделий»

Это для советской власти товар — изделие, ведь «товар» — это что-то из области всевластия корыстного капитала, а «изделие» — безвозмездный патриотический продукт народных промыслов.

Средней руки чиновник, министр, если по-старому, а теперь замминистра культуры и коммуникаций Леонид Надиров рассказывает в интервью «МК», что телевидение хорошее и «становится лучше и лучше», что цензуры нет, что ОРТ — частный, а не государственный телеканал, поглядите на структуру его собственности. Что КВН — социально ориентированная программа, и «про Чечню там косвенно рассказывают ребята». Что в новостях «не хватает информации с мест, из глубинки», а то показали бы какую-нибудь концертную программу во Владивостоке, или там про «выпуск нового изделия». Замминистра задирается и специально превращает интервью в цирк. Но сути дела это не меняет.

Или, например, чиновник уже повыше, премьер-министр Михаил Фрадков с отсутствующим выражением лица зачитывает президенту из бумажки о мерах по обеспечению экспорта готовой продукции — экспорта изделий, если уж быть точным. Или сам президент разъясняет, что это «агентура за бугром» рушит тесные отношения России с Украиной.

Эти три разные выступления — одно ерническое, второе бюрократическое, третье конспирологическое — объединяет то, что они все советские: по лексике, по интонации, по пафосу.

О тоталитарном мышлении следует судить не только по жестоким баталиям, описанным в романе Оруэлла или, скажем, в фильме «Полет над гнездом кукушки». Представьте себе, например, что какой-то хам запарковал ваш автомобиль и прямо тут же занят, значит, своим каким-то делом. Вы его просите — все настойчивее — убрать машину, а он вам: еще пять минут, мол. Успокаивающим тоном добавляя это известное «Ну что вы так нервничаете?», с которым вас еще больше трясет от злости. Это — отдельный, бытовой, так сказать, случай тоталитарного мышления. То есть принуждения, которое себя цинично не считает таковым и в этом смысле еще и является враньем.

Цинизм — это подмена важных понятий, вранье в масштабе, постоянный двойной стандарт. Советская власть в любое время и вне зависимости от градуса репрессий зиждилась на цинизме. Она приняла циничную конституцию. Она цинично утверждала, что все равны, и открывала спецраспределители для чиновников, точно так же — в порядке то ли карикатуры, то ли стилизации — выбивающих себе сегодня эксклюзивные льготы в натуральной форме. По телевизору советская власть разъясняла людям, что они думают по любому поводу. Она создала политэкономический режим тотальной бутафории, когда одни, по известной пословице, притворяются, что платят и заботятся, а другие — что работают и любят родную власть. Вот и у нас теперь власть изображает, будто вершит справедливый суд, а люди кивают и сдают себе те же крапленые карты — точно, мол, справедливый, — извиняя таким образом собственную зависть.

«Жить стало лучше, жить стало веселей!» — ее, советской власти, вневременной всеохватный лозунг, который дословно повторяет сегодня мастер советского балета, по разнарядке сверху переехавший в Минкульт.

Это для советской власти товар — изделие, ведь «товар» — это что-то из области всевластия корыстного капитала, а «изделие» — безвозмездный патриотический продукт народных промыслов.

~ Она, советская власть, культивировала теорию заговора и списывала временные трудности на происки врагов — так же и ровно в тех же словах, как это делает теперь Владимир Путин. Вспомните, когда вы в последний раз слышали про агентуру? А «за бугром» — это где? Те же Ялта или Вильнюс — они уже за бугром или еще нет все-таки? То есть даже наоборот — еще там или уже тут? Или как правильно?

С точки зрения повседневных интересов, конкретных запретов и локальной экономики нынешняя Россия Советским Союзом не является и, очевидно, уже вряд ли станет. Это как раз то, что «невозможно в принципе». По смыслу же и непосредственным формам путинского общественного контракта Россия уже стала СССР. Здесь на самом высшем уровне торжествуют тоталитарная идеология государственных интересов, дешевая конспирология и переосмысление ключевого гражданского права собственности. Осталось вспомнить все правильные слова.

Самое важное и печальное состоит в том, что тут тоже уже вряд ли что-нибудь возможно изменить. А вы говорили, что не будет возврата в прошлое.

Автор — обозреватель журнала «Русский Newsweek»

Новости и материалы
В Белоруссии под помилование попали 156 иностранцев
Российский лыжник прошел олимпийскую квалификацию, уложившись в норматив на этапе Кубка мира
Военных Сирии и США атаковали в районе Пальмиры
Лауреат Нобелевской премии мира вышел на свободу в Белоруссии
Зеленский сообщил об освобождении украинцев в Белоруссии
СМИ сообщили о крушении легкомоторного самолета в Подмосковье
На Западной Украине массово «заминировали» поезда
Лукашенко решил помиловать 123 заключенных
Европе предрекли проигрыш от любого исхода переговорного процесса по Украине
Стало известно, зачем Лукашенко помиловал политзаключенных
Эстонский депутат покинул правящую партию из-за несогласия с политикой русофобии
«Россия 25» обыграла Белоруссию в матче Кубка Первого канала по хоккею
Премьер Словакии рассказал, что сделают страны Запада после окончания конфликта на Украине
В постпредстве США в Женеве указали на высокие траты ООН на бюрократию
В Финляндии возбудили уголовное дело против Греты Тунберг
Лукашенко освободил оппозиционерку Марию Колесникову
Украинский блогер-миллионник Артур Бабич официально стал россиянином
Полиция Астрахани ищет участника конфликта, в котором пострадал тренер Георгий Заикин
Все новости