На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на Газету.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Позор Москвы

Европейская столица — это пространство, составленное из разнообразных ниш, а не один пустырь простых претензий.

Вытеснение московского Музея кино из здания Киноцентра на улицу пока идет в дежурном порядке. Во-первых, потому что его выгоняют по закону — теперь он располагается на посторонней частной территории, из которой ее владельцы намерены извлекать доход. Во-вторых, потому что судьба Музея кино, как выяснилось, беспокоит только тех, кто в него ходил или в нем работал.

А вот вы представьте себе, что закрывают МХАТ или, к примеру, ГМИИ имени Пушкина, и что теперь там будет фитнесс-центр. Ну, это ведь некультурно, — возмутится коренной москвич, — куда смотрит правительство?

Музею кино — многозальной синематеке культурного кинонаследия — просто не повезло. На заре 90-х Киноцентр был приватизирован на паях кинофедерациями советских республик. Теперь Российский союз кинематографистов продает свой 32%-ый пакет акций Киноцентра его менеджменту, уже давно консолидировавшему пакеты несуществующих федераций и потом успешно отражавшему посягательства миноритария Никиты Михалкова. И вот Михалков уступил. А от уцелевшей в перестрелках дирекции клуба «Арлекино» вряд ли имеет смысл ждать осознания особой ценности ретроспектив Джармуша и Фассбиндера. Закрытие музея кино не волнует ее даже с имиджевой точки зрения.

Мэрия кивает на Минкульт, мол, сами записали Музей кино музеем федерального значения. У Минкульта, надо полагать, нет свободного помещения под некоммерческий мультиплекс. Да и Минкульт у нас, вообще-то, исторически выступает за самоокупаемость культурных центров. Тот редкий случай, когда никто и не виноват. И та абсолютно привычная картина, когда никому нет дела. Потому что у нас в культуре, в сущности, то же самое, что в политике или в бизнесе: либо вы вписываетесь в формулу госзаказа, и тогда государство (мэрия) вас поддержит, либо нет, и тогда вы работаете в частных целях. Причем речь идет даже не об альтернативе, традиционно противостоящей мейнстриму и не требующей господдержки, а об общедоступных организациях культпросвета.

Казалось бы, киноэлита должна была заступиться за единственную в своем роде синематеку — хотя бы просто как за корпоративную реликвию, свидетельствующую о высоком статусе и исторических корнях профессии.

Элита молчит, а немногочисленные комментаторы мало кому интересной коллизии, в основном, напирают на то, что, мол, вот он — дикий оскал капитализма: из культурного центра делают казино и сауну. Естественно, проблема в другом, и «музей кино» — это метафора. На самом деле, это дотационный центр альтернативного кинопоказа, во многом сформировавший московский художественно-интеллектуальный климат 90-х и уже хотя бы в этом смысле — уникальный элемент культурной политики.

~ Но наше государство не ведет культурную политику. Оно с некоторых пор организует корпоративно-отраслевые клиентелы — писателей, киношников, историков, — разменивающие лояльность и государственный стиль мышления на бонусы и преференции. Мысль тут в том, чтобы продемонстрировать единство нации. Околокультурная бюрократия живет на комиссионные с этих сделок, управляя пулами приближенных людей искусства, а придворный этикет устанавливает единые для всех нормы нравственности и патриотизма.

Конкретному Музею кино государство не желает зла. Просто оно не толерантно в принципе.

И город не толерантен тоже. Город торжествующего среднего класса и западных стандартов жизни, Москва во многих отношениях так и не стала одной из столиц Европы. Потому что современный мегаполис — это не просто такое место, где много людей живет. Это пространство, способное воспринять и удовлетворить запросы меньшинства. Пространство, составленное из ниш, а не пустырь самых простых претензий. Разнообразие традиций большого города как раз и составляет в итоге культуру нации. Сегодня они со всех сторон зажаты потребительским спросом большинства, идеологией государственного официоза и откровенным тоталитаризмом дурного вкуса больших начальников.

Автор — обозреватель журнала «Русский Newsweek»

Новости и материалы
В Белоруссии под помилование попали 156 иностранцев
Российский лыжник прошел олимпийскую квалификацию, уложившись в норматив на этапе Кубка мира
Военных Сирии и США атаковали в районе Пальмиры
Лауреат Нобелевской премии мира вышел на свободу в Белоруссии
Зеленский сообщил об освобождении украинцев в Белоруссии
СМИ сообщили о крушении легкомоторного самолета в Подмосковье
На Западной Украине массово «заминировали» поезда
Лукашенко решил помиловать 123 заключенных
Европе предрекли проигрыш от любого исхода переговорного процесса по Украине
Стало известно, зачем Лукашенко помиловал политзаключенных
Эстонский депутат покинул правящую партию из-за несогласия с политикой русофобии
«Россия 25» обыграла Белоруссию в матче Кубка Первого канала по хоккею
Премьер Словакии рассказал, что сделают страны Запада после окончания конфликта на Украине
В постпредстве США в Женеве указали на высокие траты ООН на бюрократию
В Финляндии возбудили уголовное дело против Греты Тунберг
Лукашенко освободил оппозиционерку Марию Колесникову
Украинский блогер-миллионник Артур Бабич официально стал россиянином
Полиция Астрахани ищет участника конфликта, в котором пострадал тренер Георгий Заикин
Все новости