Премьер Михаил Касьянов отверг проект новой редакции Стратегии развития банковского сектора на 2004–2008 годы, отправив его на доработку. Именно поэтому итоги заседания можно охарактеризовать как позитивные для банковского сообщества.
Премьер был настроен жестко. Ведь банковская реформа наряду с административной стала популярной темой президентской выборной кампании. От того, как работают банки, может быть, зависит, будет ли удвоен ВВП к 2010 году. А может, и не зависит. Но точно зависит состав будущего кабинета министров. Это понимание помогает решать многие вопросы: например, долгоиграющий законопроект по страхованию вкладов был наконец не так давно принят.
Действительно, развитие банковской системы влияет на экономический рост, а в какой степени — это уже другой вопрос. По мнению того же Касьянова, развитие банковского сектора резко отстает от потребностей ВВП — ему нужно расти в три раза быстрее по сравнению с остальными секторами экономики. Почему именно в три, а не в пять, наверное, не играет особенной роли — хорошо, что об этом в принципе вспомнили.
Ведь банки должны выполнять одну из главных функций в экономике, а именно — обеспечивать трансформацию ресурсов накопления в инвестиции. Сейчас сложилась показательная и одновременно парадоксальная ситуация: избыток банковской ликвидности, существующий в российской финансовой системе, пока мало что принес российской экономике, и даже финансовые рынки, несмотря на заметный разогрев, реально поглощают весьма незначительную часть избыточной денежной массы. Это наводит на мысли, что есть какие-то субъективные факторы, мешающие банкам вкладывать деньги в реальную экономику.
Поэтому правильно рассматривать предложенную стратегию именно с точки зрения изменения институциональных основ банковской деятельности. Вместо этого авторы стратегии предлагают ввести институт персональных кураторов банков из числа служащих ЦБ, или предоставить Агентству по страхованию вкладов (контролируемому ЦБ) функцию ликвидатора банков, или расширить надзорные функции ЦБ при якобы добровольном выборе банками своей специализации (иными словами, если банк захочет заниматься ипотекой, то регулирование его деятельности будет исключительно сферой ответственности ЦБ, а не закона). По конкретным проблемам почти ничего нового, при этом серьезные вопросы профессионально закопаны в формулировках.
И здесь, наверное, кроется главная проблема.
В документе нет ответов, зато есть описание успехов развития российских банков в последнее время.
Хотя подавляющий объем инвестиций российские предприятия до сих пор изыскивают из собственных средств, а треть кредитов в прошлом году взяли в иностранных банках. При этом предстоящая валютная либерализация еще подольет масла в огонь. Ведь новая редакция валютного законодательства позволяет оказывать трансграничные услуги, проще говоря, в скором времени можно запросто работать напрямую с западными финансовыми институтами.
При этом конкурентоспособность западных банков по сравнению с отечественными даже обсуждать не приходится, поскольку издержки нашей банковской системы значительно выше. Казалось бы, нужно определить природу лишних затрат и предложить пути решения в стратегии. Но, видимо, не все так просто.
По поводу валютных ограничений возникает закономерный вопрос: может, и не надо к этому так серьезно относиться. Что плохого, если гражданин может положить деньги в супернадежный западный банк и ни о чем не беспокоиться? Действительно, ничего плохого, с обывательской точки зрения.
А с точки зрения финансовой безопасности государства это может грозить катастрофой, поскольку незаконченность структурных реформ в экономике при явно выраженном дисбалансе в пользу сырьевых отраслей ставит под угрозу стабильность финансовой и экономической системы страны.
~ Другая сторона проблемы издержек — серьезный пласт административных функций, приданных банковской системе государством, которые обратно забирать никто не собирается. В будущем помимо уже существующих банки могут «по полной программе» поучаствовать в реформировании системы администрирования НДС.
На фоне всего этого один из главных вопросов удорожания банковских ресурсов, выражающийся в чрезмерной норме отчисления обязательных резервов, так и не получил конкретного ответа. Дебаты на эту тему премьера с главами ЦБ РФ и Минфина в результате закончились тем, что Касьянов отправил стратегию на доработку.
Удивительно, но, видимо, фактор близких выборов позволил завернуть этот благостный, но не особенно нужный проект. Хочется верить, что после выборов правительство будет так же пристрастно и в стратегии действительно найдут отражение более или менее реальные шаги по реформированию банковского сектора.