На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на Газету.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Кто расставит «Вехи»

Современная отечественная политика все больше подменяется доморощенной историософией. Оно и понятно: сфера конкуренции сугубо политической сужается.

На исходе нервного и непростого 2003 года произошло, в общем-то, малоприметное событие, которое, однако, при более внятном анализе тянет на сенсацию. В последнюю субботу года в традиционной утренней проповеди по Первому каналу видный иерарх РПЦ митрополит Кирилл впервые за несколько десятилетий нарушил официальный секулярный запрет и высказался по поводу итогов думских выборов, как определил сам автор, в жанре комментария. Комментарий этот, разумеется, был крайне осторожным, из прямых определений только: «случилось то, что случилось». Зато историко-политический контекст, в который владыко Кирилл поставил данное событие, был куда как богат на аллюзии.

Вряд ли наши профессиональные либеральные комментаторы просыпаются по субботам в 9 утра, чтобы прослушать телевизионную проповедь. Зато паства Первого канала достаточно велика, чтобы и в утреннем эфире расслышать «мессидж», посылаемый одним из самых блестящих церковных идеологов и пропагандистов.

В совершенстве владеющий искусством элоквенции, Кирилл был всенепременно убедителен — и когда рассуждал о путях спасения души, и когда давал полезные советы, какие продукты дозволено употреблять во время поста. Не менее красноречив был владыко и в минувшую субботу, озирая критическим взором целую историческую эпоху в российской политике: от ХIХ века до ХХI.

Схема, представленная в выступлении телепроповедника, была примерно такова: в позапрошлом веке так называемая интеллигенция нахваталась зловредных либеральных идей, основой которых являлись свобода и права человека. Затем эти идеи упомянутая интеллигенция попыталась внедрить в многострадальный русский народ. В результате разразилась первая русская революция, которая, в свою очередь, доказала упомянутую зловредность либерализма. И вот наконец разумные представители интеллигенции, одумавшись, выпустили в 1909 году сборник «Вехи», в котором отреклись от нехорошего либерализма и прокляли все на свете революции. Однако народ-богоносец не послушался и повлекся за зыбкими идеалами свободы, лишенными нравственного основания. Получилась из всего этого советская власть на целых семьдесят с лишним лет.

А потом либералы и вовсе распоясались и попытались направить Россию по тлетворному западному курсу. Даже отменили внедрение православных предметов в обязательный курс российской средней школы... Но народ-богоносец на сей раз не поддался на провокацию и в ходе очередных выборов прокатил либеральные партии на вороных, предпочтя особый путь и особую стать, где, как известно, не действуют «общие аршины». И вывод: слабоватенькую западную «свободу» надо уравновесить отечественной (т. е. воцерковленной) «нравственной силой». А главное — поставить знак равенства в триаде: наш народ — наша церковь — наше (сильное) государство…

Новой России потребны новые «Вехи» — таков весьма внятный лейтмотив церковной проповеди по Первому каналу.
Разумеется, нет необходимости доказывать, что истинные воззрения Н. А. Бердяева, С. О. Франка, С. Н. Булгакова, П. Б. Струве и других авторов «Вех» несколько отличаются от того образа, который был нарисован В. И. Ульяновым и сочинителями краткого курса истории ВКП(б), и теперь с успехом воспроизводимого современными православными интерпретаторами. Достаточно прочитать размышления пассажира «философского парохода» Николая Александровича Бердяева о большевизме как адекватном воплощении все той же самой «русской идеи», о которой пекутся ее нынешние апологеты.

Любопытно другое: сегодня современная отечественная политика все в большей мере подменяется доморощенной историософией.

Оно и понятно: сфера конкуренции сугубо политической сужается и в результате замещается дискуссией по поводу достаточно отвлеченных материй. Все чаще попытки переместить анализ текущей политической ситуации в сферу рассуждений о философских основаниях «русского пути», самобытности исконной отечественной «левизны», принципиальной неприемлемости «западничества» для России. И вот уже во вчерашнем эфире на третьем канале генсек «Единой России» Валерий Богомолов философствует о «русском взгляде» на сочетание «свободы с ответственностью» (ау, владыко Кирилл с его «нравственными основами» как непременным условием «свободы» и «прав человека»!). А чего стоит только процитированная на днях «Известиями» версия отечественной истории, подготовленная для ЮНЕСКО статусными академическими историками: идеалы коммунизма были хорошими, зато российская почва оказалась для этого непригодной…

Бердяева почитайте, господа, хорошие! Тут уж либо идеалы критиковать, либо политкорректность соблюдать, либо подождать с учебниками и официальными изданиями для ЮНЕСКО до устаканивания политико-идеологической ситуации. Или пока г-на Гундяева (он же владыко Кирилл) не назначат М. А. Сусловым. Чтобы уж все было в полном ажуре.

«Материя без духа не способна творить историю» — так заканчивается солидная монография Н. А. Нарочницкой, ставшей фактическим идеологом блока «Родина», одержавшего знаковую победу на думских выборах 2003 года. В самом деле, по-большевистски радостное выталкивание на периферию значимого направления отечественной общественной мысли, а если говорить прямо, его откровенное «опускание», что и происходило на протяжении 90-х годов, сегодня болезненно аукнулось правоверным либералам.

~Расставление вех — в том числе идеологических — всегда было в обязанности власти. При Ельцине много месяцев подряд безуспешно искали национальную идею. В результате главный поисковик Г. А. Сатаров выдал на гора библиографический обзор поисков и переключился на борьбу с коррупцией. Наверно, именно это и выражало квинтэссенцию «русского пути»… Сегодня на идеологическом поле явный дефицит. Либеральные версии явно не в чести. Более того, чуткий Минобраз с наркомпросовским энтузиазмом каленым железом выжигает следы плутократического либерализма из школьных программ. С другой стороны, ни государство, ни официальная православная церковь не готовы еще к полному и безоговорочному слиянию, а российский Верховный суд оказывается либеральнее французских властей в том, что касается ношения хиджаба (то бишь платочка) мусульманскими женщинами и девушками... В своей субботней проповеди владыко Кирилл был крайне осторожен. Описывая ближайшие политические перспективы, допуская в том числе и скорый возврат либеральной доминанты. Что ж, надо отдать ему должное. Недюжинный умница этот церковный иерарх. Тем масштабнее и урок «иерархам» российского либерализма. «Щатильней» надо думать и действовать, господа!

Новости и материалы
В Белоруссии под помилование попали 156 иностранцев
Российский лыжник прошел олимпийскую квалификацию, уложившись в норматив на этапе Кубка мира
Военных Сирии и США атаковали в районе Пальмиры
Лауреат Нобелевской премии мира вышел на свободу в Белоруссии
Зеленский сообщил об освобождении украинцев в Белоруссии
СМИ сообщили о крушении легкомоторного самолета в Подмосковье
На Западной Украине массово «заминировали» поезда
Лукашенко решил помиловать 123 заключенных
Европе предрекли проигрыш от любого исхода переговорного процесса по Украине
Стало известно, зачем Лукашенко помиловал политзаключенных
Эстонский депутат покинул правящую партию из-за несогласия с политикой русофобии
«Россия 25» обыграла Белоруссию в матче Кубка Первого канала по хоккею
Премьер Словакии рассказал, что сделают страны Запада после окончания конфликта на Украине
В постпредстве США в Женеве указали на высокие траты ООН на бюрократию
В Финляндии возбудили уголовное дело против Греты Тунберг
Лукашенко освободил оппозиционерку Марию Колесникову
Украинский блогер-миллионник Артур Бабич официально стал россиянином
Полиция Астрахани ищет участника конфликта, в котором пострадал тренер Георгий Заикин
Все новости