Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Искусство прочно сидеть между стульями

Ахмад Кадыров спешит. Его ресурс должен быть максимально использован до думских и президентских выборов. Это традиционно благоприятное время в России для распила полномочий и ресурсов. Проект договора о разграничении полномочий между Чеченской республикой и Российской Федерации, подготовленный в окружении Ахмада Кадырова, в конце прошлой недели попал в Кремль. И, по всей видимости, несколько шокировал чиновников администрации. Во всяком случае через несколько дней он «утек» в прессу, где уже шокировал журналистов и комментаторов.

И впрямь можно загибать пальцы обеих рук, подсчитывая, что получит Кадыров по этому договору. Легальный контроль над всей чеченской нефтедобычей (а Чечня при нормально работающем нефтекомплексе может давать до 3 млн тонн нефти в год), право по своему усмотрению кроить систему местных органов власти, право открывать за рубежом свои представительства и даже чуть ли не право разрешать или не разрешать федеральным военным занимать те или иные территории под воинские части. Ну и впридачу такой «пустячок», как право отменять действие на своей территории федеральных законов, противоречащих Договору о разграничении полномочий. И оставлять в Чечне все собранные в республике налоги. А также создавать свободные экономические зоны по примеру соседней Ингушетии десятилетней давности.

Полномочия повнушительнее, чем были у Дудаева в самый разгар бытности Чечни «субъектом Аллаха». Правда, дудаевские полномочия обеспечивались собственными вооруженными силами, а полномочия Кадырова придется защищать федералам. Которые, опять же согласно договору, не будут иметь права перемещаться по республике единицами от полка и выше без согласования с главой республики.

Но не все так просто. Кадыровский проект лишь заявка с запасом. Продемонстрировав в течение предыдущих месяцев, что способен вполне эффективно ограждать свои структуры от московских назначенцев, а к тому же обеспечивать успешную реализацию политических кампаний Москвы (референдум), Кадыров почувствовал себя готовым к большому торгу.

На самом деле оснований полагать, что Договор о разграничении полномочий будет подписан в предложенном Кадыровым виде, весьма мало. И даже не потому, что нынешний его проект фактически блокирует любую федеральную инициативу в регионе, от положения дел в котором в большой степени зависят как ближайшие, так и более отдаленные перспективы устойчивости нынешней кремлевской власти.

Хотя сетования на то, что Кремль всецело доверился Кадырову, стали общим местом, в действительности отношение федеральных властей к «переметчику черной орды» отнюдь не однозначно. Крупных «антикадыровских маневров» давно не было, зато трудно не заметить материалов о «вольностях» главы Чечни во вполне подконтрольных федеральным властям СМИ. Глухота к этим «вольностям» и впрямь вряд ли возможна после задержания сына Кадырова, устроившего вооруженный дебош в Ставрополье. И этим, кстати, заставившего многих обратить внимание и на другого сына главы Чечни, Ризвана, строящего посреди чеченских руин шикарный спортклуб «для своих». Хотя нет никаких признаков поиска альтернативы Кадырову, «всепрощенческие» настроения по отношению к бывшему муфтию сейчас уже не преобладают.

К острожности в политических шагах федералов вынуждают и общественные настроения, формирующиеся в Чечне после недавних терактов. «Представители российских властных структур выдвигают свои версии терактов в Знаменском и Илисхан-Юрте, но по-прежнему не хотят признать, что резкое обострение обстановки в республике наступило сразу после проведения референдума», — это цитата не с сайта Мовлади Удугова, а из вполне, в общем-то, промосковского «Голоса Чеченской Республики». Издержки политики Кремля, любой ценой стремившегося обеспечить на референдуме «туркменский» процент голосов за конституцию, воспринимаются в Чечне как издержки прокадыровской политики.

Ахмад Кадыров, со своей стороны, достаточно чутко реагирует на «китайские предупреждения» Москвы и постоянно маневрирует между фрондой и лояльностью.

Последние шаги самого главы Чечни заставляют предположить, что он не слишком уверен в собственном положении и старается быть «умеренным и аккуратным». Об этом свидетельствует, например, избрание председателем госсовета малоизвестного Хусейна Исаева. Он имеет репутацию твердого кадыровца, однако у другого — кстати, гораздо более влиятельного — претендента в председатели госсовета репутация гораздо более «внушительная». Это глава чеченского отделения «Единой России» Халид Ямадаев, известный полевой командир, вместе с братом перешедший на сторону федералов почти одновременно с Кадыровым (последний одно время даже хотел иметь свою столицу в «вотчине» Ямадаевых Гудермесе). Имеются опубликованные свидетельства сотрудников прокуратуры Ингушетии о том, что, перейдя на сторону федералов, братья Ямадаевы даже не отпустили захваченных ранее заложников. Слишком явно ассоциировать себя со столь одиозными фигурами Кадыров накануне торга по договору, очевидно, не хотел.

Кстати, некоторые назначения в правительстве также свидетельствуют о нежелании Кадырова провоцировать новые скандалы: в кабинете появляются люди, чью репутацию не назовешь запятнанной. Так, важнейший в Чечне Комитет по делам вынужденных переселенцев и выплатам компенсаций возглавил авторитетный Абубакар Байбатыров, брат главы представительства Чеченской республики в Москве, — оба брата, несмотря на близость к Кадырову, в связанных с главой Чечни скандалах практически не засветились.

К решительным боям за договор о распределении полномочий Кадыров подходит с еще одним козырем на руках. Проект будет его козырной картой и реальной программой, с которой Кадыров выйдет на спринтерские выборы главы Чечни. И весьма возможно, что Кремль постарается оттянуть решительные переговоры по фактическому содержанию этого документа на более поздний срок.

В любом случае обилие заложенных в договор составляющих «суверинитета в составе России» дает и Кремлю, и самому Кадырову значительную свободу маневра. Можно «надавить» на нефть, можно — на независимость военных от республиканских властей, можно — на финансовые вопросы. Игра еще только начинается и не обещает быть шуточной.

Новости и материалы
Шойгу поручил обеспечить штурмовиков оружием для уничтожения FPV-дронов
Стало известно, как вычислили подозреваемого в нападении на байкера из-за парковки в Москве
На всех полигонах ВС РФ создадут до 1 июня поля для отработки противодействия БПЛА
Ферстаппен выиграл спринтерскую гонку на Гран-при Китая
Шойгу проверил работу БПЛА с учетом опыта спецоперации
В Белгородской области объявили ракетную опасность
Россиянка полгода истязала 11-летнюю дочь
Стало известно о попытках бойцов ВСУ маскироваться под гражданских лиц
Биткоин в четвертый раз в истории сократил эмиссию вдвое
Сотрудник угольного предприятия «инвестировал» в мошенников 5 млн рублей
В РФ заявили, что БРИКС изучает возможность создания платформы для цифровых валют
Россиянин высылал интимные фото семилетней девочке и заманивал ее к себе домой
В Индонезии произошло извержение вулкана
Четырехлетний ребенок отравился антидепрессантами в Петербурге
В Одессе произошел взрыв
В Армавире пенсионерка избила соседа самурайским мечом
В Запорожье слышны взрывы
В Совфеде уличили Евросоюз в лукавстве по вопросу российского газа
Все новости