Слушать новости
Слушать новости

Школа как супермаркет

Журналист, педагог

Школьную реформу надо срочно... реформировать! Нужно экстренно переделать все переданное! Преобразование образования пошло не по тому пути! Школе требуются кардинальные изменения! Изменения изменений...

А не слишком ли мы увлеклись?

В прошлый раз я писала, что одна из проблем сегодняшней школы — патологическая устремленность в будущее. Одна из. Но, конечно, есть и другие проблемы. Можно даже сказать, что нынешняя система образования (точнее отсутствие всякой системы) — сама по себе уже проблема. Это если глобально. Но в частности есть еще кое-что. Школа страдает от террора «потребителя образовательных услуг».

И дело тут вовсе не возмутительном сочетании слов «услуга» и «потребитель» с таким священным понятием, как «образование» (не плевался здесь только ленивый). Суть в том, что потребитель этот на самом деле сам не знает, чего хочет. Как, в общем, и любой потребитель. Представления о прекрасном у этого социально-биологического вида всегда туманны и расплывчаты, думать ему лениво, разбираться неинтересно. Предложите ему всякого-разного и он, так и быть, вяло в этом поковыряется.

Сам по себе потребитель безвреден и беззлобен. Агрессивным он становится тогда, когда перед ним начинают расшаркиваться, когда перед ним замирают в благоговейном трепете, чего, мол, изволите, чего ваша душенька пожелает. Когда ему, несчастному, внушается мысль, что он право имеет. Это ведь обязывает его к хотя бы минимальным умственным усилиям, это раздражает.

И потребителя несет. Он превращается в капризного, вздорного барчонка, топающего ногами, стучащего кулаками и требующего взаимоисключающих вещей. А если речь идет о потребителе массовом, о некоей совокупности среднестатистических пользователей, то все — тушите свет.

Что общество требует сегодня от школы? Чтоб школа как раньше, как в старые добрые времена, не только учила, но и воспитывала... и чтоб ни в коем случае не воспитывала, чтоб даже не помышляла об этом, не лезла, куда не надо. Чтоб школа давала крепкие знания, базу, основу основ... и чтоб не забивала юные головы всякой устаревшей ерундой. Чтоб школа обеспечивала всем равные возможности, чтоб образование было инклюзивным... и чтоб «нормальные дети не пересекались со всяким быдлом». Чтоб школы дышали свободой и творчеством... и чтоб единый учебник и одна на всех программа. Чтоб педагоги скакали перед дитятками, как аниматоры из развлекательных центров... и чтоб вернули учителю розги, а то «с этими засранцами по-другому никак».

Все хотят индивидуального подхода, но такого, чтоб никто не выделялся. Все хотят предметы по выбору, профильное обучение в старшей школе, но чтоб обязательных дисциплин было не меньше сорока в неделю. Все ратуют за информационно-коммуникативные технологии, прости господи, но главными виновниками отупения молодежи считают гаджеты.

Общественность, конечно, не сама все это выдумала. Услужливые продавцы-консультанты из Минобразования публику все время ненавязчиво просвещают — знакомят с ассортиментом самых передовых образовательных трендов. И публика с воодушевлением начинает во всем этом копаться: одно покрутит, второе пощупает, третье примерит — несите еще и побольше!

Сколько у нас уже продолжается реформа образования? По мне так, столько же, сколько я живу. Мне 32. Сначала по каким-то экспериментальным программам училась я сама, теперь мои дети. Когда все это кончится? Никогда? А что, народу ведь нравится. Народ-потребитель вошел во вкус. Вошел в раж.

Потребитель требует, требует, требует. И все уже не по нем: и выбор слишком мал, и сервис слишком дурен. И вот потребитель уже обвиняет, угрожает, впадает то в бешенство, то в отчаяние.

А ему стараются угодить (покупатель всегда прав), ему наспех стараются что-то состряпать, упаковать в красивую коробку, повязать бантом. И угодить надо каждому — у нас в желаньях все равны.

В итоге в нашем образовательном торговом центре сегодня какого только барахла не отыщется. Оно, конечно, немного такое — скроенное впопыхах из дешевого сырья (а чего вы ждали от массмаркета?), но на любой вкус.

Вот, например инклюзия. Вы думаете у нас ее нет? О, она у нас очень даже развита. Мы воплотили ее идеи с опережением — условий для нее не создали, а принцип уже внедрили. Как это? А очень запросто, объявили народу: у нас тут вроде акции, мы с ООН конвенцию подписали, теперь и у нас можно приобрести эту дивную услугу. Люди обрадовались, пошли со своими ни в чем не виноватыми детьми в районные школы, мы, дескать, право имеем, в стране, дескать, толерантность восторжествовала.

И как удобно, главное, получилось. Половину коррекционных школ стало можно просто закрыть. Разве не завоевание? Ведь мы так не только избавились от «ужасных социальных гетто», мы ж еще и сэкономили, школы для не таких, как все, они ж дороже обычных обходились, они ж как черные дыры были. Все-таки хорошо, когда случаются конвенция, борьба с дискриминацией и права человека.

Ну а районные-то школы тоже, наверное, новый опыт обогатил? А то как же!

Резню в Пермской школе устроил подросток, состоявший на учете в психдиспансере. Резню в Башкирской школе устроил девятиклассник с задержкой психического развития, состоявший на учете по делам несовершеннолетних. О степени душевного расстройства московского студента, зарезавшего преподавателя ОБЖ, психиатры гадали прямо на страницах газет — сегодня родители имеют право не информировать администрации школ, колледжей и вузов о диагнозах детей.

Раньше дети с ЗПР учились в спецшколах. Учились по специальным программам. Учились у педагогов соответствующей квалификации и подготовки. Сейчас этих детей привели в школы обычные. При этом тьюторов в этих школах не появилось, психологов и социальных педагогов не прибавилось, индивидуальные образовательные маршруты разрабатывать некому.

И вот «инклюзия» уже сама вырождается в дискриминацию: неудобных детей в общеобразовательных школах очень быстро выдавливают в спецклассы. А коррекционный класс, чтоб вы знали, — явление куда более уродливое, чем «гетто» коррекционной школы.

И да, в противовес общеобразовательным — «инклюзивным» — школам у нас теперь множество школ для избранных — каких-то странных гимназий, в которых нет ничего гимназического, которые точно так же, как самые захудалые районные школы, повинуются всем идиотским инициативам Минобразования, в которых сдают одинаково дурацкие для всех ВПР, ОГЭ и ЕГЭ... но в которых учатся дети «определенного» круга. Впрочем, спрос на «элитное» у потребителя всегда был устойчивым.

Или, например, профессиональный стандарт педагога. По чьему заказу он пошит? Разве не в угоду потребителя? Это ведь только непосвященному во взаимоотношении родителей и педагогов видится вечное и непримиримое противоречие, где одна сторона (не важно какая) только требует и угрожает, а другая — уклоняется и возмущается. В действительности все как всегда не так, как на самом деле. Потребитель — не знает, чего хочет, педагог — не понимает, что предложить.

И потребитель начинает хотеть странного. Например, чтоб учитель был одновременно и веселым клоуном и Бабой-Ягой — чтоб материал давал с шутками-прибаутками, а отвлекающихся вразумлял ударом учебника по голове. Или чтоб учитель «шел в ногу со временем», учил детей «работе с информацией»... и при этом не давал на дом задания, для выполнения которых нужен интернет, и отбирал гаджеты на уроках.

Некоторые прям так и говорят: «Пусть дети хоть в школах ими не пользуются, а то дома вечно уткнутся в телефоны и планшеты». Вообще мечта многих родителей именно к тому и сводится — чтобы учитель исправлял их, родительские, ошибки. Пусть учитель прививает любовь к книгам ребенку, выросшему в нечитающей семье; учит ценить дружбу и верность ребенка, страдающего от родительских дрязг, перманентно переходящих в раздел имущества; развивает критическое мышление у ребенка, которого сдали на воспитание бабушке, живущей по гороскопу и лунному календарю. Пусть?

В Министерстве образования с готовностью отвечают: «Пусть! Желание клиента — закон!» И вот придумывается какой-нибудь очередной стандарт, какой-нибудь очередной эксперимент, объявляется о какой-нибудь очередной реформе. Все плюются, но каждый втайне все же хоть капельку и на что-то надеется: а вдруг на этот раз сработает, вдруг новая акция не окажется очередным поводом спихнуть некондицию из старых коллекций, а вдруг подвезут что-нибудь интересное.

Но может быть пора перестать воспринимать школу как супермаркет?

Поделиться:
Новости и материалы
Все новости
Найдена ошибка?
Закрыть