Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Спасение homo sapiens

экономический публицист

Владимир Путин спасает стерхов, снежных барсов, уссурийских тигров и прочих белух. Я предлагаю ему заняться спасением еще одного биологического вида, вымирающего на территории России, а именно — homo sapiens.

Россия со времен Сталина — это территория экологической катастрофы. У нас экологическая катастрофа в Норильске. У нас экологическая катастрофа в Красноярске. У нас экологическая катастрофа в Калмыкии — степь, превратившаяся в пустыню, засоление почв и пр. У нас горят леса. В России в принципе неестественная среда обитания. В жутких облезлых пятиэтажках жить нельзя. Это не город и не деревня — это архитектура концлагеря.

Почему бы Путину, например, не приехать в Норильск и не вывезти с собой детеныша homo sapiens в Сочи? Благо природу спасать поздно — какое уж спасение природы в стране, где чиновники охотятся с вертолетов на краснокнижных архаров?

Как спасти homo sapiens? Очень просто — построив нормальную экономику и нормальное государство. Бедные страны (к которым, за исключением территории внутри Садового кольца, относится и Россия) не могут жить в симбиозе с природой. Жить в таком симбиозе вопреки грезам «зеленых» эскапистов может только постиндустриальный человек.

Страна Израиль за последние годы стала раем для перелетных птиц, в том числе тех же журавлей. Их туда слетается множество, для них зимой по полю ползет трактор и рассыпает позади себя кукурузу. Израильтяне посадили птиц на велфер, и все птицы ринулись туда. Только израильтяне хитрые — они кормят птиц, пока зреет урожай. А когда урожай убрали, птиц перестают кормить, и птицы слетаются на поле и склевывают там вредителей и червяков. Полная гармония, симбиоз и экономия на пестицидах. Возможна ли она в соседней Палестине? Нет. Во-первых, там сельского хозяйства нет, во-вторых, корм разворуют, а в-третьих, положат птичек из автомата к чертовой матери, и даже не чтобы пожрать, а из удовольствия.

Сказки о том, что люди жили раньше в симбиозе с природой, — это сказки и есть. Люди жили в симбиозе с природой до того, как стали разумными. Вот тогда мы занимали свою почетную экологическую нишу падальщика.

Конкурировали с шакалами и гиенами за место в свите тигра. Держались на отдалении, очень боялись (с того времени у человека генетический страх и обожествление больших кошек) и кушали остатки трапезы с царского стола. С того времени у человека-падальщика еще остался детский инстинкт: поднять каждый камень и посмотреть, что под ним лежит — не съедобно ли?

С тех пор как у человека появился разум, человек не живет в симбиозе с природой. Он ее переделывает. Очень часто это кончалось трагично — например, в Австралии. Homo sapiens появился в Австралии 40 тысяч лет назад и за тысячу лет не только истребил тамошнюю мегафауну, но и превратил Австралию в пустыню, потому что эвкалиптовые леса, выделяющие эфирные масла, потрясающе горят, и смышленые охотники сообразили, что если поджигать леса, то потом можно просто собирать жареную кенгурятину.

Количество архаических цивилизаций, ухайдакавших себя вместе со своей средой обитания, невероятно велико.

Жертвами экологических катастроф стали цивилизация майя и индейцы анасази. Последние строили в Колорадо и Юте задолго до европейцев города с каменными домами в пять этажей. Классическая история: распахали долины, потом размножились, потом распахали склоны над долинами, поля с лишенных лесов склонов рухнули в долину — ни склона, ни долины, голод и людоедство. Свою природу сгубили обитатели острова Пасхи; от засоления погибли цивилизации Средней Азии, да и Междуречья.

Афганистан угробили монголы, уничтожив его города и уникальные оросительные системы из подземных колодцев-кяризов. До монголов Афганистан был страной торговых городов и зеленых долин, которых завоевывали все – от Александра Македонского до эфталитов, после монголов Афганистан стал страной бесплодных пустынь и гор, которых не мог завоевать никто. Из близких нам примеров: Золотая Орда задолго до всякого Дмитрия Донского скончалась от экологической катастрофы — эти ребята натащили в свою степь столько пленников и барахла, что она превратилась в пустыню.

А вот другой пример, наоборот, благополучный: Англия. Англия в X веке была покрыта лесами вся. «Белка может пересечь Англию, не спускаясь на землю». Где те леса? Нет. Их истребили в XVI—XVIII вв. на древесный уголь для выплавки железа. Теперь там прелестный пейзаж — холмы, луга. Хорошо это? Да. Вы бы хотели жить в Англии в X веке, когда кругом лес и в нем тебя жрут волки и разбойники?

Очень хорошо бродить по первозданной природе, особенно когда это парк.

Были когда-нибудь на Карибских островах? Рай на земле. Не понимаешь, что это первопроходцы мерли от лихорадки и ядовитых змей, пока не заходишь в Пуэрто-Рико в заботливо огороженный кусочек дождевого леса El Yunque и не понимаешь, что в самом лесу физически шагу нельзя ступить.

Были когда-нибудь в Сингапуре? Город в саду. Так бы и слился с природой. Особенно впечатляет, когда понимаешь, что в 1950-х нищий Сингапур был районом экологической катастрофы, что население вырубило все леса, а экваториальные дожди мгновенно вымыли почву, что возле речки Сингапурки жило 800 тысяч свиней и ее можно было раньше унюхать, чем увидеть и что все 1500 видов деревьев, которые растут в Сингапуре сейчас, были завезены туда в рамках вторичного озеленения острова.

Так вот: тезис мой заключается в том, что в гармонии с природой может жить только высокотехнологическое общество. Примитивный человек природу уничтожает.

Он ее уничтожает автоматически, потому что он размножается, и если популяция человека достигает пиковой численности без внедрения технологических достижений, то она сжирает все, как саранча. Она разбирает реку на каналы, и те засоляют почву. Она распахивает склоны, и те обрушиваются вниз селями. Она устраивает из городов рассадники антисанитарии, где дерьмо течет прямо по улицам.

А вот когда у тебя высокие технологии, ты сажаешь на велфер перелетных птиц, чтобы они потом склевывали жучков. Знаете, как называется один из занесенных в Красную книгу видов черепахи? Суповая черепаха. Во времена острова Тортуги эту черепаху собирали и готовили из нее суп. Тем и питались. Сейчас в том же Израиле для суповой черепахи устроили заповедники. Ей выкапывают ямки для гнезд, сооружают загородки, и, когда черепашата вылупляются, тысячи людей съезжаются смотреть, как они добираются до моря.

И, заметьте, ни Голда Меир, ни Ариэль Шарон не занимались спасением черепах или приманиванием журавлей.

Они занимались другими делами, незначительными. Вроде создания государства или войны с арабами.

Новости и материалы
В Венесуэле сообщили, что страна считает себя частью БРИКС
Выяснилась причина, зачем родители нагружают детей секциями и проверяют их телефоны
Депутаты поделились идеями насчет отдыха на майские праздники
Белоруссия прописала в военной доктрине недопустимость нападения на другую страну
Солдатам ВС Франции обещают солидное вознаграждение за участие в боях на Украине
В Пентагоне признали провал поставленного США на Украину оружия
Маркировку о вреде для природы предлагают наносить на пластиковую посуду
Советники Трампа обсуждают санкции против стран, уходящих от доллара
Белоруссия будет помогать союзникам военной силой
Большинство россиян на отдыхе доверяют только своей аптечке
Ракетную опасность отменили в Белгороде и Белгородском районе
В МИД прокомментировали заявления Польши насчет размещения ядерного оружия США
Ученые нашли огромную концентрацию кокаина в водах крупнейшего порта Латинской Америки
В финском городе дважды за неделю сорвали украинский флаг у здания мэрии
В Белгороде и Белгородском районе объявлена ракетная опасность
Россиянам рассказали о погоде на Первомай
Отряды «Хезболлы» нанесли удар по поселениям на севере Израиля
Стало известно, чем будут закупаться россияне на майских праздниках
Все новости