Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Петрушка FM

02.09.2005, 12:52

Стюардесса в самолете объявляет: «Уважаемые пассажиры, самолет перегружен, нужно выпрыгнуть одному пассажиру, иначе – хана всем». Тихий голос какого-то мужчины: «Вот так всегда, как теща не нужна, она всегда тут как тут, а как нужна – ее нет». Тут должен быть смех. Тупо и не смешно? Ничего, привыкайте, скоро подобный юмор просочится во все сферы медиа-рынка. Он давно завоевал телевидение, дал ему заработать и уронил его статус. Теперь телевидение, превозмогая себя, методично пытается избавиться от образа ярмарочного Петрушки и делать рейтинг на гуманитарных ценностях. Петрушка тем временем ищет новые сферы приложения.

Анекдот про стюардессу, а также про Чапаева, Вовочку, Крокодила Гену и других с детства знакомых персонажей каждые полчаса рассказывают на новой радиостанции «Юмор FM». Она только начала свое вещание. Раньше на той же частоте 88.7 крутили музыку 80-90-х, и станция называлась «Радио Диско».

Ребрендинг радиостанции для холдинга «Проф-Медиа» («Авторадио», «Энергия» и печатные активы) был вынужденным шагом. «Радио Диско» запустили в июне прошлого года. Запуску сопутствовала крупномасштабная рекламная компания с лицом пива «Толстяк» актером Александром Семчивым, который плясал и произносил слоган: «Я худею от «Радио Диско». Но все усилия результатов не принесли. По рейтингам Gallup Media, каждый день радиостанцию слушали 190 тысяч москвичей в день, а у ближайшего конкурента по контенту «Ретро FM» – 825 тысяч слушателей. Да и у других радиостанций холдинга показатели более успешные: «Авторадио» – 933 тыс, «Энергия» – 502 тыс.

Теперь у «Юмора FM» совсем другой посыл, станция уже не ностальгирует, как раньше, а веселит, причем весьма напористо. Утреннее шоу прямо так и называется в повелительном наклонение – «Всем улыбаться». Звездой станции должен стать любитель скабрезных анекдотов, шоу-мен Роман Трахтенберг. Песни в эфире сменяются свежими анекдотами с сайта Anekdot.Ru, озвученными на разные голоса. Есть и программы – «Классика жанра» с монологами Райкина, Карцева, Жванецкого, Хазанова. «Фабрика смеха» с пока еще не ставшими классиками Петросяном, Альтовым, Степаненко, Гальцевым и другими звездами «Аншлага». Периодически в эфире появляется нарезка из популярных советских кинокомедий, типа: «Надо, Федя, надо» или «Идиот, детям – мороженное, бабе – цветы». Выступления и песни разделяют отбивки, напоминающие звуки «мешочка со смехом».

Первым активно шутить в FM-диапазоне начало «Русское радио». Музыкальный эфир тут до сих пор прерывается искрометными шутками Николая Фоменко. В том числе и на этом «Русское радио» сделало себе имя и добилось популярности. Но делать ставку на чистый юмор в «Русской медиа группе» не стали.

Аналитики справедливо утверждают, что конкуренция музыкальных форматов достигла своего максимума. В прошлом сезоне радийщики решили обратить внимание на информационную составляющую. В начале года «Русское радио-2» и радио «Тройка» объявили о том, что будут делать упор на новости. А г-н Варин вместо этого обратил внимание на телевизор, вернее на то, что пользуется там самой большой популярностью, то есть на юмор. Раз это получилось у телевидения, то получится и у нас. Ход мыслей президента Вещательной корпорации Проф-Медиа Александра Варина был прост – надо поднимать станцию тем, что точно хорошо работает.

Аудитория массовых телеканалов давно отдает предпочтение музыкальным концертам и программам, типа «Аншлаг», «Смехопанорама», «Смехонастальгия», «Кривое зеркало» и пр. В рейтинге ТОП-100 за предпоследнюю неделю августа юмористические программы занимают 7 позиций, то есть они все попадают в список хитов российского телевидения. Важно еще и то, что такие передачи обладают высокой степенью доходности. Как правило, в них используются уже существующие концертные записи, а если ведущему и нужна студия, то она может быть совсем крохотной. Такие передачи можно писать большим пакетом, ведь они совсем не привязаны ко времени. Затраты минимальны, а рейтинги огромные. Это фактически золотая жила российского телевидения. И в прямом и в переносном смысле.

Но не все так просто. Героев юмористического жанра не так много: Елена Степаненко, ее муж, Регина Дубовицкая… Юмористы товар штучный. В свое время Евгений Петросян со скандалом ушел с «Первого канала» и воцарился на канале «Россия». Тогда это практически привело к ссоре телевизионных начальников. «Первый канал» долго храбрился и обещал найти юмориста не хуже, ушедшего, но так и не придумал ничего лучше, чем ставить уже имеющиеся повторы «Смехопанорамы». Еще бы. Думаете просто быть Петросяном? Очень не просто. Канал Ren-TV в свое время хотел повторить успех старших коллег и вырастить собственных шутников. Телепроект запускался совместно с радиостанцией «Европа Плюс». Происходило взращивание молодняка в рамках программы «Факультет юмора», но все закончилось полным фиаско. Из простых людей великие юмористы не рождались. А вот стоило пригласить на канал Ren-TV сатирика Михаила Задорнова, как его первые концерты сразу попали в десятку самых популярных программ канала. Но при этом бульварный юмор не работает на премиальную аудиторию, его любит народ, а мужчины с высоким уровнем дохода (те, за кем гоняются рекламодатели) предпочитают более интеллектуальный контент. К тому, же из-за «аншлагов» страдает имидж канала, опускается его статус.

Так что, несмотря на колоссальную популярность и доходность, присутствие юмористических передач в телеэфире неуклонно уменьшается. Например, показательно, что в рейтинг ТОП-100 на неделе, где выпадает 1 апреля (день дурака) в прошлом году попало восемь программ, а в этом только три. То есть потребители «аншлагов» уже ими накушались и от однообразия блюд подустали. Да и телевизионные начальники, получая сверхприбыли, уже могут себе позволить постепенно очищать эфир от программ, популярных у преимущественно маргинальной аудитории. В свое время «Аншлаг» своими огромными рейтингами серьезно помог телеканалам удержать аудиторию. Теперь его как богатого, но деревенского родственника пытаются оттеснить на край стола. А он соответственно пытается остаться в центре внимания и идет к соседям.

Соседи не против. Радио, руководствуясь телевизионным опытом, тоже хочет подняться на юмористической волне. Действительно, зачем изобретать что-то новое, идти путем проб и ошибок, когда есть такой хороший катализатор как Дубовицкая и Петросян. Возможно, они и станут настоящей панацеей? Юмористы найдут себе новую работу, телевидение завоюет нового зрителя и несколько облагородит свой имидж, а радио увеличит аудиторию. А чтобы счастье было всеобщим, юмористы могут придти и на рынок прессы. Пока он растет и без их помощи, но тиражи крупных общественно-политических изданий не могут угнаться за популярностью желтой прессы. Может быть, ключ к успеху в колонке Степаненко, скажем, для газеты «Коммерсант» или «Ведомости»?