Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Ломать ли клетку

Обозреватель «Газеты.Ru»

Потратим не последние, но миллионы, чтобы только этого ковбоя не переизбрали, говорит пара американских миллиардеров. И никакого стона, что негоже олигархам вмешиваться в политику в Америке, не стоит. И в тюрьму их никто не сажает. И арест на их акции никто не накладывает. А они прямиком отдают эти свои миллионы в кассу демократической оппозиции действующей республиканской власти. Ох, как друг Джордж понимает сейчас друга Вову и как завидует, что над ним сейчас Америка, а под коллегой – Россия.

Почему, собственно, Путин изобрел эту парадигму – бизнес не должен вмешиваться в политику? Боялся. Почему бизнес принял ее как аксиому? Тоже потому что испугался? Но ведь логики-то никакой в этой установке нет. Почему любой гражданин страны имеет право заявить о своих политических амбициях, а крупные бизнесмены – не могут? Что, какой-нибудь Фридман глупее Миронова? Или Потанин глупее Райкова? Почему они должны ждать разрешения президента, чтобы вложиться собственными деньгами в партию, которую по той или иной причине поддерживают? Представляете Сороса, который идет докладываться в Белый дом, что сейчас я против вас отсыплю некоторое количество своих денег. А если не разрешите, то не отсыплю. Смешно. Потому что речь идет о Соросе и об Америке. Так почему же не смешно, когда речь идет о русских Соросах и о России. Мне смешно. Почему госчиновник Грызлов на чужие деньги может делать себе избирательную компанию, а предпринимателю Бендукидзе, скажем, такое запрещено даже за свои. Не Конституцией, заметьте, а временным управляющим страны. Потому что каждый президент – временный управляющий.

И именно из-за того, что бизнес принял почему-то эту парадигму, предложенную ему временной властью, как нечто само собой разумеющееся, он теперь и мечется внутри этой клетки, пытаясь создать в этих никудышных условиях хотя бы минимальный уют – переставить стулья, подвинуть стол…Чистый зоопарк. Питерские смотрят и утирают слезу от смеха. Сами в клетку полезли, ребята. И такие ручные стали за четыре года, что и дверь им открой, а они уже из клетки – ни на шаг.

На самом деле единственный вопрос, который должен сегодня решить конгломерат бизнесменов, объединенный в том числе в РСПП, – это не вопрос о том, когда собраться и ждать ли Путина, а вопрос о том, сломать ли клетку или продолжать ее обустраивать, кто как умеет. Вполне допускаю, что внутри РСПП есть сторонники и того, и другого варианта. Мне сложно представить, чтобы хитрый аппаратный лис и политический долгожитель Вольский, сформировавшийся в период расцвета совка и не понаслышке знающий об Андропове, способен к радикальным решениям, исходящим не из поиска благорасположения власти. Жизнь научила его конформизму. Его карьера доказала, что такой путь довольно эффективен.

Мне представляется, что по линии этого конформизма, с одной стороны, и нонконформизма — с другой, произойдет (и это, возможно, неплохо) раскол внутри бизнес-сообщества. И если в результате раскола появится группа не обязательно только крупных, но и средних и мелких бизнесменов, объединенных готовностью не униженно договариваться с властью, а реально защищать свои интересы, используя конституционные права и обязанности, то для общества это будет абсолютно позитивным сигналом. В том числе для всех тех, кто работает в частном секторе, а таких в России огромное количество. И не надо лукавить: если бы господин Вольский защищал интересы частного сектора с тем же рвением, с каким Кремль защищает интересы бюрократии, то ему уже памятник можно было бы ставить. Но он как раз специалист по улаживанию проблем по типу того, из «Криминального чтива». Идеальный медиатор между нынешней агрессивной властью и нынешним пластилиновым бизнесом. «Сейчас мы обо всем договоримся, только не надо никаких резких движений, если кровь кое-где не смывается, то закройте пятно одеялом».

Верховная власть все, что хотела, уже сказала. И даже не тогда, когда приказала всем заткнуться и не мешать, а когда, плюнув в лицо российскому бизнесу (знает же, что утрутся и промолчат), тут же пригласила в Кремль бизнес иностранный. И рассказала, что для развития бизнеса в России еще не все сделано. На фоне посадки Ходорковского и ареста акций это прозвучало как анекдот – мол, не все еще мы сделали, не всех посадили. А иностранцы все поняли, как от них и требовалось. Им-то что, это не их страна, а их риски в этой стране заложены в стоимость контрактов.

Власть сказала, а российский бизнес, на мой взгляд, сказал еще не все. А кроме него и за него никто, в том числе и никакой Вольский (еще Примакова позовите, который, кстати, первым пообещал очистить зоны под экономических преступников), ничего не скажут. Хотите считать, что зоопарк – это тоже жизнь, хоть и за решеткой – пожалуйста. Но скажите тогда это громко, ясно и отчетливо: мы выбираем клетку. И тогда я, как «сотрудник частного сектора», по крайней мере буду знать who is who и каковы перспективы моего «профсоюза».

Автор – специальный корреспондент ИД «Коммерсантъ».

Новости и материалы
Зеленский захотел увидеть Белоруссию в Евросоюзе
Владимир Машков рассказал, готов ли работать в госорганах
Белгородская область попала под обстрел ВСУ
Орбан рассматривает приглашение Зеленского на конференцию в Швейцарии по Украине
Трудные времена действительно укрепляют человеческие общества, доказали ученые
Президент Таджикистана назвал Россию своим стратегическим союзником
Грузинский миллиардер подал в суд на Credit Suisse
В сети появилось свидетельство разработки складного iPhone
В Нарве полиция унесла цветы с места танка-памятника Т-34
В Еврокомиссии рассказали, когда Молдавия может стать членом ЕС
Виктория Боня пожелала роман с 60-летним миллиардером
Кокорин продлил контракт с кипрским «Арисом»
В одном из регионов Украины произошли взрывы
Президент Кубы пожелал России успехов в спецоперации
Посол Израиля в РФ прояснила позицию Иерусалима по поводу 9 Мая
Банк Англии в девятый раз оставил ставку неизменной
ВСУ атаковали АЗС в Курской области
Касаткина может сыграть с бывшей первой ракеткой мира в Риме
Все новости