Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Мужики друг друга поняли

Обозреватель «Газеты.Ru»

Ну вот, теперь, по крайней мере, понятно, что имел в виду Сергей Иванов, когда говорил, что готов «любыми средствами» содействовать освобождению российских пленников в Катаре. Коллеги с особенно развитым воображением вспомнили лучшие серии о Джеймсе Бонде, кому-то мерещился российский спецназ на крыше катарской тюрьмы. А что, собственно, еще можно было подумать, услышав подобное заявление из уст бывшего разведчика и нынешнего министра обороны?

И только реалисты понимали, что не то что до крыши тюрьмы никакой наш спецназ не добрался бы, но и до Персидского залива вряд ли долетел бы, поскольку в Катаре находится одна из крупнейших в регионе американских баз, откуда координировалась война в заливе и в Ираке. Непрошенными гостями лететь в такое место – чистое безумие.

Самым действенным средством оказался старый проверенный способ: снять трубочку и позвонить. Телефонное право. С тем только нюансом, что говорившие являются равнозначными фигурами и никто никому не подчиняется. Путин позвонил эмиру Катара, с которым вряд ли близко знаком. Но мужики, похоже, друг друга поняли, хотя бы частично. Во всяком случае российский заезжий шпион с диппаспортом сегодня был выслан из Катара, к радости СВР или ГРУ, а взятые в заложники (совершенно хамски, на мой взгляд) катарские спортсмены отпущены на свободу.

Двое российских граждан остаются в катарской тюрьме по обвинению в убийстве Яндарбиева. У них нет дипломатических паспортов, а официальные власти России продолжают отрицать причастность Москвы к этой истории. Таким образом, возникает вопрос: пытался ли Путин в ходе разговора с эмиром «спасти рядовых»? Поскольку подробности разговора не разглашаются, то остается только гадать.

Что максимально может сделать эмир для своего российского коллеги? Катар гордиться тем, что это самое либеральное государство в Заливе. Тем не менее не исключаю, что эмир теоретически может повлиять на решение суда. Но есть общественное мнение его собственной страны, и несложно догадаться, какова была реакция катарцев на убийство Яндарбиева. Напомню, что и сам эмир выразил соболезнование близким убиенного. К тому же есть соседи, внимательно следившие за развитием этой нашумевшей истории. Сомневаюсь, что глава страны будет напрямую вмешиваться в ход судебного следствия. Россиян будет судить гражданский уголовный суд, а не шариатский (хотя такой в Катаре тоже есть, но он судит мусульман, нарушивших правила шариата). Эмир, скорее всего, может поспособствовать тому, чтобы процесс над россиянами был закрытым. Но, закрытый или открытый, процесс закончится приговором в соответствии с законодательством вверенной ему страны. И тут, повторяю, он вряд ли будет вмешиваться. Разве что квалифицированные адвокаты, готовые защищать двоих обвиняемых, будут допущены к процессу, что уже и происходит (адвокаты начали знакомиться с материалами дела).

После вынесения приговора (обоим грозит максимальная мера – смертная казнь) эмир имеет право их помиловать. Другой вариант – суд выносит более мягкое наказание, а потом через какое-то время обе страны находят взаимоприемлемый способ отпустить россиян, например, отбывать наказание на родине.

Ничего необычного в звонке лидера одной страны лидеру другой страны нет. В том числе по щекотливым вопросам. Просто в подобном случае такой звонок требует серьезной предварительной дипломатической подготовки. И совершенно бессмысленно возмущаться, почему никто нам не рассказывает, о чем же, собственно, говорил президент с эмиром. Это, как ни странно, их дело. К тому же и сейчас, и позднее о характере этого разговора можно судить просто исходя из того, как развивается ситуация. Я лично отношусь к той немногочисленной, полагаю, группе людей, которые считают, что внесудебная расправа должна быть запрещена в мире, на любой территории. Это раз. Я считаю, что если президент страны озабочен судьбой своих граждан, оказавшихся в критической ситуации за рубежом, – это хорошо, но еще лучше, если это касается не только сотрудников спецслужб, но и моряков, туристов или студентов, скажем. И последнее: я лично предлагаю обменять двоих исполнителей теракта в отношении Яндарбиева на тех, кто отдал приказ об исполнении, а также тех, кто так непрофессионально подготовил и организовал сие мероприятие. Но что-то мне подсказывает, что эти, которые лично не взрывали, пошли на повышение или как минимум получили награды. Потому что чья бы это ни была цель, но она достигнута – Яндарбиев мертв, а цель, как известно, оправдывает средства, во всяком случае в глазах тех, кто эту цель поставил.

Автор – специальный корреспондент ИД «КоммерсантЪ»

Новости и материалы
Главы МИД стран G7 заявили о непричастности Украины к теракту в «Крокусе»
Экс-тренер «Локо» назвал главную проблему команды
В Минобороны назвали число пленных солдат ВСУ за неделю
Россиянам рассказали, почему водители не включают поворотники
Премьер Финляндии и глава ЕК не стали общаться с русскоязычными жителями страны
Фигурант дела о подрыве машины экс-офицера СБУ не признал вину на допросе
В Подмосковье неделю ищут пропавшего подростка с особенностями здоровья
В Минобороны рассказали о групповых ударах по украинской инфраструктуре
Минобороны РФ сообщило о взятии под контроль Первомайского в ДНР
Трамп осудил Евросоюз за недостаточную помощь Украине
Экс-премьер Молдавии раскритиковал прозападный курс Кишинева
Блинкен заявил о работе стран G7 по использованию замороженных активов РФ
Кнайсль раскрыла роль России в современной геополитике
Два английских суперклуба заинтересованы в услугах российского футболиста
Стала известна дата встречи Путина и Алиева
Дело об убийстве из-за парковки в Москве передадут в центральный аппарат СК
В Гагаузии попросили не запрещать русский язык
Мужчина пригрозил взорвать себя у консульства Ирана в Париже
Все новости