На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на Газету.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Репутация утонула

Обозреватель журнала «Русский Newsweek»

Дай бог памяти, когда в последний раз в России было раскрыто политическое убийство. Или хотя бы даже было объявлено таковым. Тем более, если речь идет об убийстве, фокусирующем внимание всего мира и ставшим уже, можно сказать, нарицательным.

В этом смысле заявление генпрокурора, что дело Анны Политковской раскрыто, само по себе событие. А заявления ее коллег и родственников, что следователи поработали отлично и сами они полностью доверяют следствию, тянут на маленькую сенсацию. Тянули бы на сенсацию. Могли бы, наверное, стать сенсацией. Если бы в финале, как в известном анекдоте и как это у нас сегодня принято, на сцену дежурно бы не вышел поручик Ржевский.

Среднее звено, скорее всего, действительно хорошо поработало. Исполнители схвачены — обезврежена, говорят, целая преступная группировка. Уже предъявлены обвинения. Всем, кому надо, кроме заказчика. Заказчик, объясняет генпрокурор Чайка, за границей. А где ему еще быть? С ликвидацией Басаева в России не осталось террористов и политических убийц. И версия прокуратуры ни на миллиметр не отходит от официальной, давно объявленной. Да и объявлять ее незачем — она всем и так известна. Примерно так же официальные лица в закипающей Ингушетии вам скажут, что взрывы, нападения и похищения организованы Западом и Америкой.

Заявления генпрокурора не оставляют сомнений: убийство Политковской будет в итоге приписано Борису Березовскому либо — для разнообразия — Леониду Невзлину.

Хорошо поработавшее среднее звено утрется вместе с коллективом «Новой газеты», а из качественно проведенного расследования выйдет пшик. Это неизбежно. Так сегодня устроена судебная система в России. На политическом уровне свою задачу она видит в демонстрации лояльности, а не в установлении истины. И тем всю свою работу превращает в театр абсурда. Указать на Невзлина или Березовского — форма присяги, и теперь уже у двух компетентных органов — Генпрокуратуры и Следственного комитета — тут соцсоревнование.

Эффект всех этих агрессивных разоблачений, разумеется, будет сокрушительным. Мировая пресса снова будет обсуждать только одно: Путин или не Путин? Или кто-то из окружения? Так уж наша сложилась жизнь. Путин мог бы изобличить убийц и записать расследование резонансного дела себе в актив. Если угодно — оправдаться. Продемонстрировать адекватность, беспристрастность и силу воли.

Но такие победы у нас сегодня не отличимы от поражений, и потому в итоге все выйдет ровно наоборот.

Что произошло с Политковской? «Она утонула». Ужасное преступление повиснет на нем тяжким грузом.

Тут ведь надо понимать, как устроено общественное сознание. Оно упрощает вещи. Не по злому умыслу, а такое у него свойство. Одно дело — напрямую участвовать, так или иначе руководить процессом. Другое — формировать кастовую систему, в которой одним можно многое, а другие вне правового поля. В которой одни играют на фондовом рынке и спорят из-за активов, а портреты других развешаны в ведомственных тирах и в интернете. Система, в которой безнаказанность и анонимный политтеррор в порядке вещей.

«Берегитесь, теперь за вашу жизнь никто не даст ломаного гроша», — говорил Ришелье в романе Дюма. Это была, как известно, не угроза, а предостережение. Помнится, Политковскую вроде бы отравили, когда она летела в Беслан. Кто-нибудь разбирался с этим? И вот теперь на Западе побеждает мнение, что режим Путина склонен к физической ликвидации неугодных. Причем в равной степени побеждает в умах газетных аналитиков и каких-нибудь рядовых подростков, которые, спроси их, не вспомнили бы имени Путина. Между ответственностью политической и практической все они не увидят разницы.

Запад теперь твердо знает про две фамилии и два дела — Литвиненко и Политковской. В первом, не желая идти навстречу, Москва уже спровоцировала реальный кризис. Второе разворачивается пока в более мирной форме, а в будущем угрожает таким же кризисом. Хотя кризис тут не то слово. Сегодня образ России и торжествующих здесь порядков вполне сложились.

Теперь лояльная Путину юридическая система формирует ему репутацию на перспективу.

Новости и материалы
Евродепутатам отключили нейросети
СМИ предупредили об угрозе для экспорта через Балтику
Россиянам напомнили об алиментах на жилье для ребенка
«Самолет» передал покупателям более 2700 квартир с начала года
Заключенный перерезал шею сокамернику и съел его глаз и ухо
В Сахалинской области более полусотни рыбаков на льдине уносит в море
В России усомнились в возможности уничтожить энергосистему Украины
В Женеву на переговоры по Украине прибыл самолет с делегацией России
Стали известны подробности убийтсва четырех человек на хоккейном матче
Прибывшего из Латвии банкира оштрафовали на 800 тыс. рублей за растрату 11 миллиардов
Пьяный житель Хакасии жестоко избил маленького сына, младенец не выжил
В Краснодарском крае после атаки дронов начался пожар на НПЗ
Названы российские регионы, где задержатся 40-градусные морозы
Фрагменты беспилотника обнаружили в районе стадиона академии «Краснодара»
Россияне стали чаще оставлять чаевые
Мать актера из «Универа» раскрыла детали поисков сына на поле боя
Рубио отказался принуждать Россию и Украину к подписанию сделки
В Польше спрогнозировали рост преступности после завершения конфликта на Украине
Все новости