Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Неприятность лучше беды

12.07.2011, 09:57

Глеб Черкасов о нехватке личной ответственности

В одну южную республику прибыла для переговоров важная делегация. Часть ее добралась до места на самолете, который был арендован по указанию одного из руководителей делегации. Переговоры прошли в целом успешно. Гостеприимные хозяева изо всех сил потчевали дорогих гостей, а потом собрали гостинцы в дорогу. Когда их привезли на аэродром, выяснилось, что дары южной республики влезают в самолет с трудом. Особенно плохо поддавались складированию бараньи туши. Попутно выяснилось, что уважаемый руководитель, нанявший самолет, намерен взять с собой нескольких членов делегации, которые приехали в южную республику своим ходом.

Тут-то старший пилот и отказался лететь. Сначала он вежливо объяснил, что самолет слишком перегружен, поэтому часть подарков надо оставить добрым хозяевам. Настойчивые уговоры ни к чему не привели — пилот стоял на своем, самолет перегружен. Наконец кто-то из свиты пригрозил летчику служебными неприятностями. В ответ тот объяснил, что наказанный, но живой пилот чувствует себя куда лучше, чем исполнивший дурацкое приказание летчик упавшего самолета. В итоге точка зрения пилота победила — часть даров пришлось оставить на аэродроме.

Что-то подобное случилось на днях с пассажирами, которые должны были следовать по маршруту Анталья — Самара. Увидев, как самолет поливают водой пожарные машины, они отказались от полета. И попали домой в итоге гораздо поздней, чем планировали. Хотя, кабы не трусили, вполне могли бы долететь.

Пилот первого самолета и пассажиры второго поступили против неписаных правил. А те гласят: между неприятностью очевидной и бедой гипотетической надо смело избегать неприятностей. В конце концов, у перегруженных или неисправных самолетов, как правило, все складывается неплохо, они долетают до места назначения в срок и без приключений. И вообще беда то ли случится, то ли нет, а вот неприятность себя ждать не заставит.

Это очень здорово, что у нас находятся люди, отказывающиеся следовать неписаным правилам. Особенно хорошо то, что они попадаются среди тех, кто напрямую отвечает за свою и чужую безопасность. Про многих из них, наверное, и неизвестно ничего: о тех, кто отказывается выпускать на трассу неисправный самолет или теплоход, не соглашается принимать дом, построенный с нарушением всех возможных нормативов, отказывается визировать идиотское постановление и т. д. Или просто принимать решение, ущемляющее права граждан.

Гораздо больше известно о тех, кто решил не искать неприятностей. Вернее, куда громче звучат последствия их сговорчивости: об этом рассказывают во всех новостях.

Наша жизнь была бы совсем другой, если бы лично ответственных граждан оказалось вокруг больше, чем сговорчивых. Не сказать, что жить было бы удобнее. Например, нельзя было бы просто так пользоваться значительной частью окружающей нас инфраструктуры, несоответствующей уже никаким нормам безопасности.

Представляете, какая неприятность: лететь или плыть надо, а самолетов и пароходов нет. Точнее, они как бы есть, вон, стоят родимые, поскрипывая от старости, но отправляться по маршруту им нельзя, потому как запрещено. Не соответствуют нормам безопасности. И человек имеется, который запретил ими пользоваться, несмотря на все уговоры и даже угрозы.

Он не будет пользоваться популярностью. Его деятельность станет объектом жесткой критики. Но только благодаря упрямству тех, кто предпочитает нарваться на неприятности, нежели допустить беду, катастрофы не стали совсем уж привычной рутиной. А если бы их было больше, то, возможно, те, кто занимается перевозками населения, были бы вынуждены раскошелиться на новые транспортные средства. Основные издержки легли бы на пассажиров, но, кажется, лучше дорого лететь, чем дешево падать. Тем более что, глядя на тех, кто проявил твердость, не допустив ветхий самолет на рейс, можно попробовать сделать что-то подобное и самому. Например, начать интересоваться вопросами ценообразования на билеты.