Bloomberg: рокировка «Роснефти» и «Газпрома» может изменить баланс сил в Кремле

14.03.2016 | 12:10

Две крупнейшие энергетические компании России, «Газпром» и «Роснефть», находятся на грани исторического разворота, который может сместить баланс сил в коридорах Кремля, передает Bloomberg со ссылкой на ряд экспертов.

В настоящее время ПАО «Газпром» превосходит по капитализации «Роснефть» всего на $3 млрд, тогда как в 2008 году разница превышала $250 млрд.

Как отмечает аналитик Raiffeisen Bank Андрей Полищук, «Газпром» пытается справиться с минимальными за последние 10 лет ценами на своем основном (европейском) рынке, а также с усилением конкуренции. Кроме того, на компании отрицательно сказались взятые ею многомиллиардные обязательства по тратам на новые трубопроводы.

«Когда президент России Владимир Путин пришел к власти в 1999 году, он использовал нефтяные и газовые ресурсы для восстановления страны после экономического краха 1990-х годов. В результате этого процесса госкорпорации «Роснефть» и «Газпром» лишь укоренились в центре экономической и политической систем страны», — пишет Bloomberg.

«Роснефть» и «Газпром» вместе обеспечивают около 30% доходной части российского бюджета, пишет агентство со ссылкой на свои расчеты.

Как считает аналитик по нефтегазовому сектору ФК «Открытие» Артем Кончин, если «Роснефть» вырвется вперед по капитализации, персональные позиции Сечина сильно укрепятся.

За последнее десятилетие «Роснефть» значительно выросла, в основном за счет приобретения активов ЮКОСа и покупки ТНК-BP, тем самым увеличив свою добычу в десятки раз. В результате она превратилась в крупнейшую в мире публичную нефтяную компанию по объемам добычи.

При этом по совокупному производству «Газпром» пока лидирует, компания добывает около 8 млн баррелей нефти в сутки, в то время как «Роснефть» — пока только 5 млн.

Тем не менее «Газпром» пока находится в более шатком состоянии, в частности, из-за испорченных отношения с Турцией, вторым по значимости рынком экспорта ее газа, а также в связи с продолжающимися спорами с украинской стороной по вопросу цены за транзит.