GfK: потребительские настроения россиян упали до минимума за пять лет

Индекс потребительских настроений в России упал до минимума с марта 2009 года, до 74 пунктов, говорится в исследовании GfK. В марте 2009 года индекс потребительских настроений составлял 68 пунктов.

«Кризис, который мы переживаем сейчас, представляется более разносторонним и глубоким для потребительского рынка России, чем это было в 2008–2009 годах, хотя российский потребитель вошел в него с большим запасом прочности с точки зрения своего благосостояния, а российская экономика в 2014 году, когда начался кризис, по большинству макроэкономических показателей, была в лучшем состоянии, чем в 2008 году», — поясняет результаты исследования гендиректор российского отделения GfK Александр Демидов.

Эксперты отмечают рекордное падение индекса потребительских настроений в Москве — до 45 пунктов. В компании отмечают, что падение потребительской активности в столичном регионе негативно отразится на восстановлении потребительского рынка в России — оно будет проходить медленнее, чем в прошлый кризис, полагают в GfK. Российский рынок в последние годы рос за счет повышения потребления и спроса на дорогие товары.

На сегодняшний день эксперты компании наблюдают обратную тенденцию, а единственным фактором рынка остается только повышение цен. При этом в кризис 2008–2009 годов одной из основных тенденций потребительского рынка был отложенный спрос, который помог восстановлению рынка уже в 2010 году.

«Сейчас тенденция другая: после периода ажиотажных покупок в конце 2014 года, когда люди стремились сохранить рублевые сбережения в условиях девальвации, переведя их в товары, можно ожидать, что рационализация потребления закрепится надолго. Этот процесс может выразиться в переходе потребителей на более дешевые товары, снижении доли спонтанных покупок, поиске «лучших сделок», откладывании на дальнюю перспективу покупок товаров длительного спроса и перехода на технологические новинки», — говорится в сообщении компании.

Аналитики полагают, что кризис напрямую повлиял на поведение потребителей: широта ассортимента и возможность купить все нужные товары в одном месте как факторы выбора места покупки уступят желанию потребителя найти лучшую цену. Эксперты отмечают, что распространение мобильного интернета будет способствовать оперативному поиску наиболее приемлемых цен в онлайне.

Исследование GfK «Индекс потребительских настроений» базируется на результатах всероссийского опроса 2200 респондентов в городской и сельской России. Выборка репрезентативна населению России в возрасте от 16 лет.