Торговые сети ограничили наценку на некоторые продукты. Их выделят на прилавках

X5 Group объяснила, как будет работать ее механизм сдерживания цен на продукты

Прослушать новость
Остановить прослушивание
Торговые сети решили не дожидаться, когда Минпромторг и антимонопольная служба снова начнут регулировать ценники на социально важные продукты питания. X5 Group и другие крупные торговые компании анонсировали механизм, ограничивающий наценку на продукты десятью процентами. «Газета.Ru» выяснила, как будет действовать этот механизм. А эксперты оценили его эффективность.

Компания X5 Group, управляющая торговыми сетями «Пятерочка», «Перекресток» и «Чижик», ввела с 12 января ограниченную наценку на социально значимые товары.

«Минимальный уровень наценки не ограничен, а ее верхний предел не может превышать 10%», — пояснил «Газете.Ru» начальник управления по связям с общественностью X5 Group Денис Кузнецов.

Ограничения будут применяться к продуктам с минимальной закупочной ценой и будут действовать в течение 2022 года. Мера затронула такие продукты, как говядина, свинина, баранина, куры, рыба мороженая, подсолнечное и сливочное масло, молоко, яйца, сахар-песок, соль, черный чай, мука, хлеб, рис, пшено, гречневая крупа, вермишель, картофель, белокочанная капуста, репчатый лук, морковь, яблоки. Часть из этих позиций входит в так называемый «борщевой набор», ставший своеобразным индикатором продовольственной инфляции.

Список социально значимых товаров был утвержден постановлением правительства еще в 2010 году, в него входят 24 наименования.

Все товары с ограниченной наценкой будут выделены на полках магазинов специальными ценниками, уточняют в компании. X5 Group готова обеспечивать доступность этих социально значимых товаров на уровне 85-95%, то есть товары по минимальным ценам будут доступны в каждом магазине сети даже при повышенном спросе.

Сейчас X5 Group уже зафиксировала цены на эти продукты. Их список будет обновляться ежемесячно. «В феврале и далее каждый месяц конкретные товарные позиции, на которые мы применяем ограничение наценки, могут измениться в случае появления другого товара в категории с минимальной ценой закупки», — отметил представитель компании.

Кузнецов считает этот механизм эффективным «для сдерживания роста цен и поддержки населения». «Ранее торговые сети, входящие в X5 Group, уже дважды устанавливали нулевую наценку на товары из базовой потребительской корзины и продавали их по цене закупки у поставщиков», — заявил Кузнецов.

О поддержке инициативы заявили также в сетях «Магнит», «Лента» и «Бристоль», о чем они уведомили ФАС. «Наценка на социально значимые товары не превышает 10%, нижний уровень может достигать нуля процентов», — сообщили агентству «Прайм» в пресс-службе торговой сети «Лента».

Свою позицию по этой теме представил и АШАН. «Основная задача компании АШАН Ритейл Россия – предоставление качественных и доступных товаров нашим клиентам. К ряду социально значимых товаров (таких как капуста, картофель, лук, морковь, огурец, бананы, охлажденная курица собственной торговой марки АШАН, сахар, подсолнечное масло и других) АШАН стремится применять минимальную торговую наценку, а некоторые продукты продаются по цене ниже закупочной», — сообщили «Газете.Ru» в компании.

Представитель компании пояснил, что торговая сеть понимает, «как важно для наших клиентов иметь доступные цены на эти товары». Учитывается и снижение доходов населения, поэтому практика ограничения торговых наценок ведется «уже в течение нескольких лет на постоянной основе».

В ноябре 2021 года вице-премьер Виктория Абрамченко поручила Минсельхозу, Минпромторгу, Минэкономразвития и ФАС представить предложения по стабилизации стоимости продуктов питания, в том числе сахара и подсолнечного масла.

Идея фиксации наценки — это уже позитивный сигнал для власти и общества, считает директор центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович.

«Могли и выше предложить — 15%, например. Торговые сети в России фактически монополисты, у них до 40% всего продуктового розничного товарооборота, а в Московском регионе и крупных мегаполисах еще шире охват», — говорит Остапкович.

Эксперт уверен, что долго это десятипроцентное ограничение не продержится, поскольку у сетей, как и у производителей продуктов питания, тоже растут издержки. По фонду оплаты труда, по перевозкам, по хранению, по аренде помещений.

«Торговые сети с одной стороны зафиксируют стоимость социально значимых товаров, и население с низким доходом от этого выиграет, конечно. Но с другой стороны сетевики начнут отбивать недостающую маржу на товарах премиум-класса», — поясняет Остапкович. Например, сети постараются нарастить маржу на табачных изделиях и ликеро-водочной продукции, на вине, на дорогих сортах мяса и рыбы, и в итоге «состоятельным покупателям придется раскошелиться».

Но малые магазины не смогут «выехать» на премиум-сегменте, у них товарная линейка короткая, премиальных товаров немного по сравнению с сетями. Они будут поставлены на грань банкротства, предполагает эксперт. «Сети смогут поднять наценку всего на 1% виски Macallan, цена которого под 5 млн рублей, вот вам и лишних 50 тысяч прибыли. А в магазинчике возле дома такие макаланы не продаются, на что им повышать расценку? Крупные сети задавят малый и средний бизнес в торговле, те самые магазины у дома, в пешей доступности», — рассуждает Остапкович.

В итоге, как полагает эксперт, эта полезная инициатива закончится ростом монополизма, полным господством сетей. «В перспективе, когда ситуация немного устаканится, сети смогут делать все что захотят, снова начнется возгонка цен», — заключает Остапкович.

Соглашение по ограничению наценок — довольно элегантный социальный компромисс, который предложили торговые сети, опережая этим инициативы ФАС и лишая его лавров социального лоббиста, утверждает основатель Центра социального проектирования «Платформа» Алексей Фирсов.

«Важно, что эта история была инициирована не государством, а крупнейшими сетями. Это не казахский сценарий жесткой ценовой заморозки под давлением бунта, а мягкий и компромиссный вариант», — отмечает Фирсов.

Однако системное решение высоких цен на продукты заключается не в скрытом или явном ценовом регулировании на полках, а в расширении инструментов прямой поддержки социально незащищенных слоев через социальные сертификаты или продуктовые карты, убежден Фирсов. «Это делает покупателя более мобильным в выборе товара, не создает ощущение вмешательства в рыночный процесс и не ограничивает поддержку населения сроком обязательств бизнеса (в данном случае до конца 2022 года)», — подытоживает эксперт.

Поделиться:
Загрузка
Найдена ошибка?
Закрыть