Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Достался от «братков»: «АвтоВАЗ» избавляется от завода из лихих 90-х

«АвтоВАЗ» ликвидирует «Завод автомобильных компонентов»

«АвтоВАЗ» к осени ликвидирует тольяттинский «Завод автомобильных компонентов» (ЗАК), узнала «Газета.Ru». Еще в 2010 году этот актив достался автогиганту от полукриминальной «Группы СОК», к которой «АвтоВАЗ» сам едва не перешел во владение. В последнее время ЗАК не поставлял продукцию на конвейер, но показывал высокие обороты от аренды при том что основная выручка поступала от самого «АвтоВАЗа».

«АвтоВАЗ» — единственный участник тольяттинского ООО «Завод автомобильных компонентов» с долей в уставном капитале в 200 млн рублей — ликвидирует общество. Это следует из данных картотеки арбитражных дел. Согласно решению АС Самарской области, ликвидационная комиссия «ЗАКа» направила в суд иск о продлении процесса ликвидации до 2 сентября 2021 года. Иск удовлетворен, говорится в резолютивной части решения суда, с которым ознакомилась «Газета.Ru».

Достался от братков

«ЗАК» был введен в эксплуатацию в 1996 году. По данным тольяттинского еженедельника «Хронограф» вплоть до 2010 года контроль над этим активом был у «ВАЗинтерСервиса» (ВИС). Последний входил в «Группу СОК» самарского авторитетного бизнесмена Юрия Качмазова (сейчас в федеральном розыске). «Группа СОК» занималась поглощением вазовских поставщиков еще с девяностых годов.

Кроме того, группировке удалось установить единоличный контроль над дистрибуцией предприятия, ранее поделенный между многочисленными криминальными группировками Тольятти.

На тот момент ситуация разворачивалась критически, поскольку де-факто завод сам себе не принадлежал. А экс-директор «АвтоВАЗа» — им в середине нулевых был Владимир Каданников — написал тогда более 200 обращений в Генпрокуратуру и МВД с просьбой защитить предприятие, рассказывал Forbes.

Однако в 2008-м «Группа СОК» в итоге была вытеснена из «АвтоВАЗа» фактически с помощью силового захвата – на территорию завода вошел новый менеджмент госконцерна «Ростехнологиий» (ныне «Ростех») в сопровождении нескольких десятков омоновцев. Тогда же «ЗАК» находившийся в орбите «СОКа» и выпускавший небольшую номенклатуру изделий для моделей, ныне сошедших с конвейера Волжского автозавода, перешел в его владение. По данным «Хронографа» «СОКовцы» успели вывезти с «ЗАКа» штамповочное производство, а доход предприятия формировался за счет договора с «АвтоВАЗом» о поставке тары.

Уже в 2012 году ВАЗовцы нашли для «ЗАКа» новое применение –

существенную часть его площадей на 12 лет передали в аренду своему нижегородскому поставщику «Автокомпоненту»,

сообщали «Ведомости». Нижегородцы за счет этого сократили логистическое плечо, а в новых цехах наладили производство деталей интерьеров для Lada 4х4 (сейчас Niva Legend) и Lada Largus, а также защитные крышки двигателя Lada Priora, Lada Kalina, скобы и держатели Lada Granta, панели приборов и обивки дверей, консоли и декоративные элементы панели приборов Lada Priora.

Финансовое состояние

Впрочем, в прошлом году выручка «ЗАКа» в основном (93%) формировалась за счет самого «АвтоВАЗа», отмечается в пояснении к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах общества за 2020 год. Согласно базе СПАРК, за прошлый год оборот ликвидируемого предприятия составил 110,7 млн рублей, что на 26% ниже чем за предыдущий год. В качестве осуществляемых видов деятельности указаны сдача в наем собственного недвижимого имущества и общестроительные работы. Численность сотрудников завода на начало года – 19 человек, против 24-х в 2019 году.

«Руководство общества считает, что взаимоотношения с АО «АвтоВАЗом» в настоящее время являются основополагающими для результатов деятельности общества»,

– сообщается в пояснении.

Примечательно, что в 2020 году проверявшие финансы и бухгалтерию «ЗАКа» аудиторы пришли к выводу, что по состоянию на 31.12.2019 у завода финансовое состояние было лучше половины всех микропредприятий России, занимающихся арендой и управлением собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом (код по ОКВЭД 68.20.2). При этом в 2019 году финансовое состояние организации улучшилось.

«При сравнении со средними общероссийскими показателями организация демонстрирует более высокий результат. Финансовое положение ООО «Завод автомобильных компонентов» значительно лучше, чем у большинства сопоставимых по масштабу деятельности организаций РФ, отчетность которых содержится в информационной базе ФНС и удовлетворяет указанным выше критериям», — отмечал в аудиторском заключении эксперт «ВИП-Аудит».

Официальный представитель «АвтоВАЗа» отказался комментировать «Газете.Ru» причину ликвидации подконтрольного предприятия, сославшись на закрытый характер этой информации. Руководство «ЗАКа», а также представители нижегородского «Автокомпонента» не ответили на телефонные звонки.

Завод приобретался с перспективой сделать для себя поставщика комплектующих, когда была такая возможность, но сегодня иная политика – автопроизводители пытаются избавиться от всех активов, которые могут передать на аутсорсинг, убежден партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто.

«Это мировая тенденция, уже нет в мире заводов полного профиля, может, в Иране только остался.

«АвтоВАЗ» планировался и строился в 1960-х годах по существующим тогда схемам, как завод полного профиля.

Сейчас же он бы и рад был избавиться даже от литейного производства, но не получается. Приходится самим производить двигатели, например. Но от чего-то он будет избавляться, потому что это такая тенденция», – заметил в беседе с «Газетой.Ru» Моржаретто.

Новости и материалы
Маск выполнил требование суда, запретившего X в Бразилии
Россияне назвали главные преимущества голосовых помощников
На Камчатке с бывшего чиновника взыскали незаконно заработанные десятки миллионов рублей
Илону Маску грозят американские санкции
Синоптик рассказал, когда россиянам ждать бабье лето
Психолог объяснила, когда мы становимся абьюзерами
Стало известно об использовании бойцами ВСУ машин, украденных у жителей Курской области
Минобороны рассекретило данные об освобождении Эстонии
Лидер ЛДПР обратился к ООН, Трампу и Харрис из-за планов Зеленского
На одной из главных барных улиц Санкт-Петербурга появится музей СВО
Россиян предупредили о мошенниках, отвлекающих жертв разговорами
Космонавт Кононенко рассказал о результатах годовой экспедиции
Премьер Франции направил Макрону итоговый состав нового кабмина
Ливан назвал последствия возможного бездействия Совбеза ООН после подрыва пейджеров
Стала известна причина неудач новичка «Локомотива» Салтыкова
Украинские СМИ сообщили об ударе по Харькову и взрывах
Игрок сборной России расстроился из-за отмены матча с Таиландом
Женщины насильно мобилизованных одесситов перекрыли дорогу у ТЦК
Все новости