Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Москва уступила Дагестану: какие регионы скрывают бюджеты

Названы регионы с самыми непрозрачными бюджетами

Институт НИФИ, подведомственный Минфину России, опубликовал рейтинг регионов России по открытости бюджетных данных за 2020 год. В лидерах Калужская и Московская области, а в аутсайдерах — Томская область и Северная Осетия. Москва по открытости данных проигрывает Дагестану. Впрочем, влиять на бюджеты субъектов федерации граждане все равно не могут, считают эксперты.

Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов Российской Федерации (НИФИ Минфина России) подготовил рейтинг открытости бюджетных данных за 2020 год, с которым ознакомилась «Газета.Ru». Все 85 регионов страны были разделены на пять групп: «А» — очень высокий уровень открытости, «В» — высокий, «С» — средний уровень, «D» — низкий, «Е» — очень низкий.

Каждому субъекту присуждалось определенно число баллов, учитывая такие показатели, как размещение бюджета в открытом доступе на сайте, наличие в составе закона о бюджете приложения о прогнозируемых объемах поступлений по видам доходов и распределения бюджетных ассигнований и т.д.

Так, в пятерке лидеров группы «А» по убыванию расположились Калужская, Костромская и Московская области, а также Республика Карелия и Мурманская область. Высокий уровень открытости бюджетных (группа «В») данных в Брянской, Тамбовской и Архангельской областях и городе Санкт-Петербург.

Лучшие в средней группе «C» — Самарская область, Алтайский и Приморский Край.

А многомиллионная Москва пропустила вперед Республику Дагестан и закрепилась лишь на пятой строчке средней группы.

Низкий рейтинг (группа «D») показали всего три региона — Карачаево-Черкессия, Кировская и Орловская области, а полные аутсайдеры (группа E) по открытости бюджетных данных — Северная Осетия и Томская область.

На протяжении последних пяти лет Минфин регулярно делает заказ подведомственному институту на проведение рейтинга открытости бюджетных данных. В НИФИ Минфина сообщили «Газете.Ru», что в первую очередь это исследование нацелено на повышение доступности информации о расходовании регионами бюджетных средств, а также на информационную прозрачность.

«Эта задача стоит не только у нас, а и во всем мире — бюджет должен быть направлен на потребителя, а именно — граждан. Они должны этого добиваться. И деньги в бюджете немаленькие, например, в прошлом году поступления в бюджетную систему в среднем на каждого человека составили около 250 тыс. рублей», — рассказал «Газете.Ru» старший научный сотрудник Центра бюджетной политики НИФИ Минфина Юрий Белоусов.

По его словам,

управлять можно, только если у граждан, как у непосредственных собственников бюджетных денег, есть объективная и прозрачная информация.

То, что сейчас понимается под открытым бюджетом, — это и есть обеспечение всех граждан, специалистов, властей, других субъектов объективной информацией, отметил экономист.

В НИФИ приводят пример того, как граждане могут влиять на бюджетную политику. В 2016 году в Швейцарии профсоюзы и левые партии добивались на законодательном уровне повышения выплат по базовой пенсионной государственной страховке на 10%. Для одиноких пенсионеров при таком решении прибавка к пенсии должна была составить от 1400 до 2800 франков в год, а для супружеской пары — до 4200 франков.

Это нововведение потребовало как минимум 4 млрд франков дополнительных расходов из бюджета. Для их компенсации было предложено увеличить взносы работников и работодателей на 0,4%.

«Это был всенародный референдум, и народ проголосовал против», — напомнил Юрий Белоусов из НИФИ.

В то же время научные сотрудники института Минфина подчеркивают, что региональные власти частично свободны в вопросе принятия решений по собственному бюджету, но есть и очень много ограничений федерального уровня. В России ситуация осложняется тесным переплетением совместных полномочий, когда за одно и то же направление отвечает и регион, и федерация.

Регионы крайне зависимы в вопросе принятия решений по бюджету от центра, полагает экономист Андрей Мовчан.

«У нас такая бюджетная политика сейчас построена, что ни один регион, даже те, кто номинально являются регионами-донорами, не проводят свою независимую политику — ни бюджетную, ни финансовую. На федеральном уровне происходит одно большое перераспределение средств. Говорить о том, что кто-то сейчас может что-то перераспределять, бессмысленно, поэтому и вопрос прозрачности этих данных уходит на второй план», — рассказал «Газете.Ru» Мовчан.

Ранее Минфин сообщал, что Россия улучшила свой результат в рейтинге Международного бюджетного партнерства (International Budget Partnership, IBP) за 2019 год. Страна показала рост прозрачности по ключевой информации, «которая помогает общественности понимать суть проводимой бюджетной политики, а также принимаемых решений и результатов», сообщил Минфин. Теперь Россия разделяет с Францией 13-14 места из 117 прошедших оценку стран.

Новости и материалы
Польские таможенники заблокировали на границе автомобили для ВСУ
На Кубани рассказали о повреждениях после ночного налета украинских БПЛА
Российские войска подавили более 10 БПЛА над Кубанью
«Ванкувер» Михеева и Задорова повел в серии с «Нэшвиллом»
Эвакуационная машина для танков Abrams досталась бойцам ЦВО как трофей
За карьеру в Минобороны Иванов купил дом в 1500 «квадратов» и ЗИС
Российские снайперы помогли сбежать из Часова Яра беженцам
Поволжье ожидают жаркие выходные
Названа неожиданная локация, где россияне собрались проводить майские
«Вашингтон» Овечкина потерпел третье подряд поражение от «Рейнджерс» Панарина
Маск обратился к Белому дому по поводу Украины
Булыкин одним словом оценил игру ЦСКА со «Спартаком»
Стало известно, почему ВСУ отказались от использования Abrams на фронте
Стало известно, сколько стоит пожарить шашлык на майских праздниках
Россиян предупредили о возможных нарушениях при готовке шашлыков
В России заявили, что США перешли рамки дозволенного
На Западе рассказали, как осуществляются платежи России в Китай
В трех штатах США проходят мощные торнадо
Все новости