Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Агросоюз» борется за каждого клиента»

Предправления банка «Агросоюз» рассказал, как выжить на рынке, который покидают крупнейшие игроки

«Газета.Ru» поговорила с Сергеем Островским, председателем правления банка «Агросоюз», который входит в топ-200 и при этом ориентируется на работу с корпоративными клиентами, то есть, в его случае, с предприятиями малого и среднего бизнеса и при этом активно привлекает депозиты населения. В начале января появилась информация, что банк прекратил прием вкладов. С этой истории мы и начали разговор.

- Сегодня любые новости о проблемах в банках вызывают серьезный резонанс. Многие СМИ и телеграмм-каналы сообщают, что «Агросоюз» с января этого года прекратил принимать вклады населения. Что случилось?
- Начнем с того, что «Агросоюз» принимает вклады населения, в этом хоть сейчас может убедиться любой наш клиент, кстати, и вы тоже. В первый рабочий день года при изменении ставок депозитов проходила перенастройка ИТ-системы, и банк не работал на прием вкладов ровно полтора часа. Видимо, ваши коллеги за праздники так изголодались по новостям, что увидели сенсацию на пустом месте.

- 2017 год стал достаточно напряженным для банковской сферы. Экономика страны так и не смогла перейти в фазу активного роста, крупнейшие банки подверглись процедуре санации. А какие события стали ключевыми для Вас, как руководителя банка «средней руки»?
- Санация крупнейших банков действительно затронула не только банковский сектор, но и экономику в целом. Опираясь на личный опыт и практику этого года, я считаю, что этот процесс больно ударил по предприятиям малого и среднего бизнеса. Ведь они остались без кредитов, на которые могли рассчитывать, без операционно-кассового обслуживания, в некоторых случаях фактически были вынуждены приостановить свою деятельность. Другие крупные игроки в банковской сфере в процессе санации на первых порах «перехватывали» крупных клиентов, малый же и средний бизнес оказался брошенным.

В сложившейся ситуации мы увидели задачу – оказать помощь, взять «под крыло» те предприятия, которые в этом остро нуждались. А учитывая, что уже несколько лет нашим профилем являются корпоративные клиенты, мы можем предложить им достойные условия для сотрудничества и комфортное обслуживание.

Естественно, на банки, которые непосредственно встроены в систему обеспечения бесперебойного функционирования нашей экономики, влияет и санация, и затянувшийся кризис, и отсутствие поддержки государства. Могу предположить, что 2018-й мало чем будет отличаться от предыдущих нескольких лет. Будет происходить консолидация бизнеса и банков, многие будут уходить с рынка, Центробанк продолжит оздоровление банковского сектора. Для улучшения экономической ситуации нужна четкая государственная политика в отношении определенных отраслей и отечественных производителей (что с учетом санкций вполне логично). Поднимают же сельское хозяйство – достойный пример!

- Прошлый год был также отмечен рекордно низкой инфляцией и системной политикой регулятора по снижению среднего уровня процентных ставок по депозитам физических лиц в коммерческих банках. Чем отличается работа в условиях сравнительно дешевых денег от модели, которая была популярна ранее: дорогие пассивы и дорогие кредиты?
- В условиях дорогих ресурсов, и как следствие, дорогих кредитов, банк формирует для себя некую минимальную разницу между этими позициями. Точно также и в условиях более дешевого привлечения и более дешевого размещения, речь идет об этой разнице.

Цель и в тех, и в других условиях одинакова – сохранение маржи. Разница в том, что в условиях более дешевых ресурсов, повышается доступность кредитов, а значит и их востребованность. Банку это тоже выгодно, он зарабатывает за счет объема.

Например, в течение 2017 года банк, сохраняя уровень достаточной ликвидности, уменьшил объем портфеля ценных бумаг (как низкодоходных активов) на 600 млн.руб., в то же время увеличив кредитный портфель на 800 млн.руб. Политика государства по снижению ключевой ставки бесспорно действенна при условии, что и банки оперативно реагируют, снижая ставки привлечения и кредитования, гармонизируя процесс, при сохранении уровня процентной маржи.

- В таком случае, почему же «Агросоюз», как вы говорите, делает ставку на корпоративных клиентов, а не физических лиц, которых значительно больше?
- Изначально наш банк был розничным, но в 2015 году было принято решение изменить стратегию. Ориентация на корпоративных клиентов отвечает нашей стратегии по поддержке сегмента малого и среднего бизнеса. Пусть это будут слишком громкие слова, но мне важно работать не только для себя, но и для экономики страны в целом. А без роста малых и средних предприятий не будет развития ни в банковской сфере, ни в российской экономике.

Да и с практической стороны, обслуживание большого количества клиентов-физлиц требует значительных вложений в банковскую инфраструктуру.

Ранее у «Агросоюза» существовала развернутая сеть в регионах. Это, безусловно, положительно сказывалось на нашем имидже, поскольку развитая сеть говорит об устойчивости бизнеса и диверсификации рисков. Если по каким-то причинам в том или ином регионе показатели эффективности падают, в другом – обязательно растут. Но после тщательного мониторинга оказалось, что многие отделения малоэффективны. И одним из кардинальных решений было закрытие нерентабельных офисов. Конечно, мы не имели права оставить уже существующих клиентов без поддержки, поэтому сохранили часть операционных офисов во всех регионах присутствия, чтобы выполнять свои обязательства перед ними – возможности пополнения вкладов или выдачи средств по ним. К тому же мы работаем с «корпоративными физиками» – сотрудниками компаний, являющихся нашими клиентами, предлагая услуги потребительского кредитования или зарплатные проекты.

Мы не отказываемся от региональной сети, но к выбору регионов присутствия мы относимся очень внимательно, в соответствии с нашей корпоративной стратегией.

Проводим анализ показателей экономического роста края или области, ориентируясь на развитие качественной клиентской базы, и опираясь на предприятия с устойчивым экономическим положением. В наших приоритетных задачах – расширение сети присутствия в городах-миллионниках и регионах с устойчивым экономическим развитием и перспективами. В прошлом году, к примеру, операционные офисы были открыты в Казани и Королеве, в наступившем будем ориентироваться на Ростов и Краснодар.

- А в чем вы видите потенциал предприятий малого и среднего бизнеса именно сейчас, когда они переживают совсем не лучшие времена?
- Крупные предприятия не в силах обеспечить потребности всей страны, да и не будет, например, «Газпром» открывать парикмахерскую. Просто создайте возможность и стимулы работать, люди этого хотят и, поверьте, умеют. Средний и малый бизнес прошел путь серьезной трансформации. Сегодня им руководят молодые люди, начиная с 23 лет. Сами предприятия молодеют – становятся современными, технологичными, быстрыми. Они теперь задают тренды, и мы должны им соответствовать. Сейчас же никого не удивишь интернет-банкингом, это привычная удобная вещь, но как-то раньше и в голову никому не приходило. Теперь на очереди у нас разработка облачных сервисов-консультантов по финансовому учету и отчетности. В принципе с их помощью можно заменить в предприятии бухгалтера и юриста. Но это не главное.

Именно в ситуации низкого или отрицательного экономического роста малый и средний бизнес особенно требует привлечения средств в развитие, которые и могут предоставить банки.

В рамках нашей философии, и в нынешних экономических реалиях, мы предлагаем клиентам различные кредитные линии, в том числе с использованием гарантий территориальных фондов поддержки малого предпринимательства.

- «Агросоюз» является партнером Конкурса «Регионы – устойчивое развитие». Это тоже следование философии?
- Само собой, быть партнером своеобразного конкурса талантов в сфере предпринимательства для нас и прибыльно, и почетно. В рамках совместной программы с Конкурсом «Регионы – устойчивое развитие», где мы являемся членами Попечительского совета, Банк участвует в реализации проектов от различных субъектов РФ. Два раза в год производятся экспертизы проектов, собранных по всей России, около 10% из них получают одобрение, за которым следует их реализация.

Как правило, Сбербанк проводит основное финансирование проекта, а «Агросоюз» осуществляет кредитование субподрядчиков одобренных проектов и их расчетно-кассовое обслуживание.

Иными словами, мы обеспечиваем контроль за использованием выделенных средств, бесперебойность работы субподрядчиков и в то же время удобство обслуживания, так как все операции проекта проводятся через один банк. Это обеспечивает в том числе прозрачность конкурсного процесса. В качестве примера можно привести реализацию проекта по строительству электроподстанции в ленинградской области в 2017 году.

- А в повседневной работе, конкурировать со Сбербанком или другими мейджорами, разве не бесполезно?
- Понятно, что за такими гигантами имидж и репутация, гарантии и стабильность, а также серьезные финансовые возможности. Но «Агросоюзу» есть, что к этому добавить. Для нас клиентоориентированность – не пустой звук, а жизненная необходимость. Клиенты к нам не стоят в очереди, за каждого из них мы боремся и каждым дорожим. Мы предлагаем оперативность в рассмотрении кредитных заявок. Просто цифры: наши 5 рабочих дней против нескольких месяцев, в течение которых бумаги перемещаются по бюрократической системе крупных банков. Разница, согласитесь, существенная, и такие кредиты востребованы клиентами. Причем решение – одобрение или отказ, мы можем вынести в течение одного рабочего дня, остальные займет оформление документов.

Также мы проповедуем гибкость политики и идем навстречу пожеланиям клиента.

Например, при рассмотрении кредитных заявок, мы клиента консультируем, структурируем сделку таким образом, чтобы она была удобна и выгодна клиенту, и сочеталась с возможностями банка. Мы готовы консультировать, в частности, по линии финансового мониторинга, чтобы ему было легче, надежнее и безопаснее ориентироваться в связях с контрагентами. В своей повседневной работе мы стараемся быть комфортным и удобным банком для клиента. Мне бы хотелось, чтобы клиент видел в нас партнера, которому можно доверять.

Новости и материалы
Беспилотники вошли в топ ввозимых на Украину товаров
В Кремле назвали беспрецедентным результат Путина на президентских выборах
Отказ в допуске россиян в Южную Америку объяснили «родильным туризмом»
В Кремле прокомментировали возможную поездку Путина в Китай
Названы части автомобиля, которые из-за коррозии первыми превращаются в труху
Василий Ливанов раскритиковал режиссера «Шерлока Холмса и доктора Ватсона» за приспособленчество
Власти Эстонии намерены выслать из страны российского дипломата
В феврале выдали рекордное за последние три года количество автокредитов
Генсек НАТО обсудил с Пашиняном мирное соглашение между Арменией и Азербайджаном
Российские цены на лифтбек JAC J7 снизились до уровня китайских
Президент Туркмении созвонился с Путиным
Союзник Шольца не стал отказываться от заявлений о заморозке конфликта на Украине
Пашинян заявил, что Армения продолжит диалог с НАТО
В КНР призвали к сокращению крупнейших арсеналов для диалога по разоружению
Подросток затащил в рощу 70-летнюю женщину и изнасиловал ее
Ученые выяснили, как эффективнее лечить рак в зависимости от мутаций опухоли
В Первом МГМУ научились подбирать лечение в зависимости от мутаций в опухоли
Сын-подросток Диброва купил матери ювелирное украшение: «Потратил почти все накопления»
Россиянку наказали за смытого в унитаз котенка
Все новости