По решению суда Басманного суда, мера пресечения Рашиду Мурсекаеву и Алевтине Калашниковой избрана на два месяца с момента его экстрадиции в Россию либо с момента задержания на территории РФ. По официальной версии, оба заочно арестованных находятся за границей.
Официальный представитель Следственного комитета (СК) Светлана Петренко сообщила, что Рашид Мурсекаев и Алевтина Калашникова объявлены в розыск по заочному обвинению по делу о злоупотреблениях полномочиями. В отношении них, а также бывших гендиректора и главного бухгалтера авиакомпании Александра Кочнева и Екатерины Пантелеевой (оба в настоящее время находятся под домашним арестом) было возбуждено уголовное дело.
«По данным следствия, в 2015-2017 годах они, злоупотребив полномочиями, приобрели у подконтрольных Мурсекаеву компаний авиационное топливо по завышенной стоимости», — пояснила представитель СК (цитата по Интерфаксу). Потерпевшими по делу признаны четыре компании, которым был причинен имущественный ущерб на сумму более 782 млн руб.
«Следователи установили, что фактически компания «ВИМ-Авиа» под руководством Мурсекаева представляла собой мошенническую схему в виде пирамиды. Ее руководители тщательно скрывали убытки, указывая в документах бухгалтерской отчетности заведомо ложные сведения о прибыли», — сказала Петренко.
Она также добавила, что это позволяло получать кредиты в банках, а также избегать ограничений в деятельности авиакомпании со стороны Росавиации.
«В таких условиях, зная о бедственном положении компании, Мурсекаев и его супруга с мая 2015 по сентябрь 2017 года получили более 162 млн рублей в виде заработной платы и дивидендов. При этом убытки компании к сентябрю текущего года составили более 2,5 млрд рублей», — напомнила представитель СК.
«ВИМ-Авиа» остановила чартерные рейсы 25 сентября из-за невозможности рассчитаться с кредиторами. Общая кредиторская задолженность компании составляла около 10 млрд рублей. К моменту приостановки полетов было продано 200 тыс. билетов перевозчика, а 39 тыс. пассажиров компании находились за границей. К выполнению рейсов и возвращению пассажиров подключились другие авиаперевозчики.
После проверок Следственного комитета были выявлены факты, указывающие на то, что крах «ВИМ-Авиа» был следствием действий руководства, которое выводило средства за рубеж.
В связи с кризисом «ВИМ-Авиа» президент Владимир Путин объявил министру транспорта Максиму Соколову неполное служебное соответствие, а курирующему отрасль вице-премьеру Аркадию Дворковичу посоветовал уделять ей больше внимания. В конце ноября свой пост покинул замминистра транспорт Валерий Окулов, курирующий в ведомстве авиационную сферу. Многие участники отрасли связывали это кадровое решение с историей «ВИМ-Авиа».
Следователь по данному делу заявил 12 декабря в Басманном суде, что в одно производство соединены три дела — о мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ), о злоупотреблении полномочиями (ч. 2 ст. 201 УК РФ) и о преднамеренном банкротстве (ст. 196 УК РФ).
Статья о мошенничестве в особо крупном размере относится к категории особо тяжкий преступлений, по ней предусмотрено наказание до 10 лет лишения свободы, срок давности составляет 10 лет, комментирует Дмитрий Горбунов, партнер юридической компании «Рустам Курмаев и партнеры».
По ч.2 ст.201 УК РФ обвиняемым может грозить до пяти лет лишения свободы, срок давности по ней шесть лет, добавляет он. Уголовным кодексом по данной статье также предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до 1 млн рублей.
За преднамеренное банкротство (ст. 196 УК РФ) предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, отмечает юрист правового департамента Heads Consulting Игорь Валуев. Обвиняемым могут также грозить принудительные работы на срок до пяти лет либо лишение свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо без такового.
«Если после завершения следствия в суд будут направлены материалы по всем трем статьям, то наказание почти наверняка будет связано с реальным лишением свободы со штрафом», — считает юрист.
В Басманном суде было также объявлено о продлении срока следствия по делу в отношении руководства «ВИМ-Авиа» до 25 марта 2018 года.
Адвокаты Мурсекаева и Калашниковой попытались оспорить решение суда о заочном аресте. Они также ставят под сомнение версию, что совладелец авиакомпании находится за границей.
«У моего подзащитного нет загранпаспорта, и нет никаких достоверных данных о том, что он пересекал территорию Российской Федерации», — сказала адвокат Мурсекаева Наталья Гайдукова.
Из материалов дела, зачитанных судьей, следует, что с 26 сентября супруга подозреваемого — Светлана — находится в Милане, точное местонахождение самого Рашида Мурсекаева установить следствию пока не удалось.
Стоит также отметить, что, по данным СПАРК-Интерфакс, Светлане Мурсекаевой принадлежит 99% акций «ВИМ-Авиа», а ее мужу всего 1%, но она пока не является подозреваемой.
Адвокат Алевтины Калашниковой Дмитрий Шашков заявил, что его подзащитная находится в Лондоне на лечении в связи с обострением онкологического заболевания и по возвращении готова явиться в суд.
«Уехала она туда еще до возбуждения уголовного дела в отношении нее», — отметил он (цитата по Интерфаксу). «Говорить, о том, что Калашникова скрылась, как это делает следствие, неправильно», — добавил адвокат.
Судебное разбирательство по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях может быть проведено без подсудимого, если он находится за пределами территории РФ и уклоняется от явки в суд, отмечает руководитель уголовного департамента BMS Law Firm Тимур Хутов.
«Лицо не должно быть привлечено к ответственности по данному уголовному делу на территории иностранного государства. Эти условия вполне подходят под представленное дело, поэтому вполне вероятно, что если российские власти не добьются выдачи обвиняемых, то приговор будет вынесен в их отсутствие», — отмечает он.
До настоящего момента это дело не обросло слухами и политическим оттенком, а скорее носит чисто криминальный характер, поэтому шансы у подозреваемых скрыться от следствия и, как некоторые беглые бизнесмены, получить где-либо политическое убежище немного, обращает внимание Валуев. А вот вероятность того, что рано или поздно они будут задержаны в одной из стран и экстрадированы в РФ, велика, считает он.