Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Нужно иметь четкое понимание, почему клиенты должны выбрать именно тебя»

Как открыть салон красоты и пройти через кризис

В 2012 году Елена Махота, четырнадцать лет проработавшая в банковской сфере, вместе с семьей открыла сеть салонов красоты «Legend New York». Корреспондент «Газеты.Ru» побеседовал с бизнес-вумен о важности правильной бизнес-идеи, проблемах с контрагентами и существующих сложностях на российском рынке услуг красоты в рамках спецпроекта о российском предпринимательстве.

От банка до салона

Большую часть своей карьеры Елена Махота работала в банковской сфере. Последним местом работы по найму для нее стал «Промсвязьбанк», которому было отдано семь с половиной лет. На момент принятия решения об уходе в 2014 году Елена занимала должность руководителя розничного блока и была членом правления банка. За два года до этого события будущая предпринимательница открыла собственный салон красоты «Legend New York». Пока Елена еще работала в банке, салоном занималась ее семья.

«К 2014 году я поняла, что уже достаточно серьезно реализовала себя в банковской сфере и решила, что пора двигаться в свой бизнес. В этот момент у меня уже была задумка профиля салона, и мы начали ее развивать», — вспоминает она.

Этой задумкой оказалась идея параллельного обслуживания клиентов, когда сразу несколько мастеров выполняют процедуры одновременно. По словам Махоты, эта идея привезена ею из США, где она училась и провела много времени. «Мы делаем эти услуги максимально комфортными для мастера, начиная с удобного пространства, заканчивая специальным оборудованием и системой обучения», — говорит Елена, утверждая, что на российском рынке ее бизнес можно назвать пионером по оказанию такого рода премиум-услуг.

К 2017 году Елена стала владелицей сети, в которую входят уже три заведения. Теперь два салона «Legend New York» можно найти в центре Москвы и один на Новорижском шоссе. По ее словам, основными ее клиентами являются работающие женщины и, в случае с точкой на Новой Риге, молодые мамы, также не имеющие большого количества свободного времени. Всего клиентская база сети насчитывает чуть больше 10 тыс. человек, на три салона в месяц посещаемость составляет примерно 2 тыс. клиентов.

Предпринимательница отмечает, что за время существования ее бизнеса на рынке изменилось многое. В кризис значительное количество салонов красоты в Москве, в особенности в высоком ценовом сегменте, почувствовали отток клиентов. К тому же конкуренция на рынке красоты изначально была достаточно высокой. По словам Елены, в Москве примерно 6,5 тыс. подобных заведений, этот бизнес второй после ресторанного по количеству конкурентов в столице. Салоны красоты – это сложная и высококонкурентная область, в которой нужно понимать свои действия, иначе клиент уйдет.

«Прежде чем заходить в бизнес нужно иметь четкое понимание, почему клиенты должны выбрать именно тебя. Если ответа на этот вопрос нет, то не надо пытаться – это будет банкротство и потеря денег», — считает Елена.

Несмотря на непростые условия для ведения бизнеса, предпринимательница рассказывает, что на ее сети кризис последних лет не отразился. «В нашем сегменте мы четко отстроены от конкурентов. Мы придумали свою фишку, привнесли ее, очень сильно углубились. Мы оказываем не просто экспресс-услуги, у нас салон высокого класса. Клиент чувствует ценность такого сервиса: то, что в обычных салонах занимает 3-4 часа, у нас всего 1,5 часа. Поэтому и бизнес растет, и клиентская база тоже», — говорит она.

Красота вне салона

Кроме параллельного обслуживания Елена пыталась развивать еще один популярный иностранный сервис – это мобильное обслуживание, иными словами, услуги на дому. Однако, по словам предпринимательницы, русский менталитет не позволил этому бизнесу полноценно развиться.

«Россияне не до конца готовы пускать мастеров к себе домой (в случае параллельного обслуживания — прим.), поэтому мы перестали делать на этом акцент. Сейчас клиенты, которые ходят к нам в салон, могут договориться с мастером, что он официально придет к ним домой, с небольшой наценкой, — рассказывает Махота. — Это достаточно интересный бизнес, но в качестве отдельного направления его потенциал невелик, потому что

в России слишком большая привязка клиента к месту оказания услуг. Людям нравится ходить в салоны, они здесь отдыхают».

По наблюдению Елены, рынок услуг на дому пока что уступает салонному по качеству предоставляемых услуг, поскольку мастера не располагают полным комплектом оборудования, достаточным количеством времени, а также не чувствуют в таких условиях конкуренции. К тому же, как считает бизнесвумен, российские клиенты рынка красоты очень требовательны, поэтому салонные услуги находятся на уровне, который сложно повторить по ряду причин.

«Может быть в Европе и Америке хорошо укладывают волосы, но все остальное у нас значительно выше по уровню качества. Чтобы получить такие услуги за рубежом, нужно очень дорого заплатить. К тому же в Нью-Йорке, например, все маникюрные салоны находятся под китайской и тайской диаспор, предоставляемый ими уровень намного ниже, чем у мастеров в России, которые работают в салонах по пять и более лет, постоянно повышают квалификацию».

Не все так гладко

Хотя салонам Елены удалось удачно обойти экономические проблемы, от кризисов не зависит главная, по мнению женщины, проблема российского малого и среднего предпринимательства — сложность в привлечении заемного финансирования. По ее словам, банки в России не кредитуют МСП без твердых залогов, то есть недвижимости или транспорта. В бизнесе красоты транспорта нет, а помещения арендные, так как покупка недвижимости – это огромные вложения, на которые просто нет смысла тратить средства.

«Эта ситуация привела нас в МСП Банк. Мы взяли у них кредит в размере 15 млн руб. под развитие нового направления – косметологии. Решили запустить его, потому что стали получать много запросов от клиентов, которые не хотели проходить эти процедуры где-то еще, искали, чтобы все было в одном месте,

— рассказывает Махота. — То, что МСП Банк выдает деньги под поручительство московского фонда, берет в залог оборудование, это большой плюс», — рассказывает Елена.

Еще одна проблема – недобросовестные контрагенты. Елена отмечает, что в ее решении помогли сервисы портала бизнес-навигатора МСП, с помощью которого она может в любой момент проверить новых поставщиков. «Мы буквально недавно столкнулись с такой проблемой . Компания заключила с нами договор, прописав в нем, что за каждый день просрочки платежа неустойка не 0,1%, а 10%, мы не досмотрели и подписали его. Они не напоминали о себе, счет был не оплачен месяц, когда контрагент появился и выставил неустойки в три раза больше, чем сумма договора в 95 тыс. руб., — рассказывает свою ситуацию Махота. — Компания вместо предоставления услуг занималась судами и получала деньги.

Когда мы уже проверили их через бизнес-навигатор, увидели, что у фирмы 14 судов за год. Средний размер разбирательств в несколько миллионов, а компания состоит из 5 человек. Пришлось срочно нанимать юристов, но мы отбили их иск», — говорит бизнесвумен.

Елена отмечает, что она не боится судов, в том числе благодаря предыдущему опыту работы. «Мы защищаем свои интересы. Я спокойно к этому отношусь. Легко обидеть малую или среднюю компанию, особенно понимая, что за ней стоит женщина. В этом плане мне помогает мое банковское прошлое, я занимаю очень жесткую позицию, — поясняет бизнес-вумен. — У нас предприниматели многого боятся, а на самом деле надо защищать свои интересы, нанимать юристов, отстаивать собственные интересны. Иначе можно просто закрыть свой бизнес из-за того, что кто-то решил легко заработать на вас».

Говоря о перспективах своего бизнеса, предпринимательница полагает, что в ближайшие годы ее салон может запустить более демократичный по ценам суббренд для развития франшизы. Помимо этого, они планирует также заняться развитием франшизы основного бренда в других регионах России, сохранив за своим бизнесом управление салонами в Москве и Подмосковье.

Что думаешь?
Загрузка