Пенсионный советник

Кредитный рейтинг меняет цену и методику

Интервью с гендиректором рейтингового агентства «Эксперт РА» Сергеем Тищенко

Ирина Быстрицкая
iStockphoto

С января 2017 года на российском рынке останутся только те рейтинговые агентства, которые получили аккредитацию Центробанка. О том, почему попадание в реестр регулятора оказалось только первым отборочным этапом, а стоимость услуг уже выросла более чем в три раза в интервью «Газете.Ru» рассказал генеральный директор агентства «Эксперт РА» Сергей Тищенко.

— До недавнего времени для рейтинговых агентств действовала аккредитация Минфина. Теперь же, согласно новому 222-ФЗ «О рейтинговых агентствах», агентства должны будут получить аккредитацию у Банка России. В чем заключается разница между двумя подходами?

— Аккредитация, которая раньше была в ведении Минфина, по сути была добровольной и носила уведомительный характер. Нужно было лишь предоставить определённый пакет документов, базовые сведения о деятельности, шкалы и методологии. При этом никакой валидации методологий и рейтинговых процедур не проводилось, никакой ответственности за некорректное присвоение рейтингов тоже не подразумевалось. Подход ЦБ отличается радикально, теперь деятельность рейтингового агентства жестко регламентирована, и не только в части рейтинговых методологий и процессов, но и в части раскрытия информации, состава и долей акционеров, корпоративного управления, политики предотвращения конфликтов интересов.

Весь этот комплекс требований позволит существенно увеличить прозрачность рынка и качество рейтинговых оценок, но, по всей видимости, количество игроков на рынке тоже уменьшится.

— ЦБ выдал аккредитацию «Эксперт РА» только в начале декабря. Почему процесс так затянулся?

— Никакой задержки на самом деле не было. Мы подали документы в конце июня, в декабре нас включили в реестр кредитных рейтинговых агентств. По закону у регулятора есть шесть месяцев на то, чтобы рассмотреть заявку и решить, включить ли агентство в реестр. В течение этого времени мы активно отвечали на дополнительные запросы регулятора, вносили изменения в организационно-штатную структуру, приводили в соответствие с требованиям Центробанка действующие методологии.

— Что это были за изменения? Что пришлось поменять в вашей организации после принятия 222-ФЗ «О рейтинговых агентствах»?

— Изменений было много, у нас изменился состав акционеров, была проведена докапитализация, появились новые независимые органы управления. Например, раньше методологи были закреплены за конкретными рейтинговыми отделами, но по новым требованиям мы создали отдельный методологический комитет. Была проведена серьезная работа по повышению качества методологий, они стали более детальными и дополнились согласно рекомендациям ЦБ. Были усилены функции внутреннего контроля, их полномочия были расширены. Контроль за рейтинговым процессом ведется автоматизировано на всех этапах от обращения клиента до публикации финального пресс-релиза. Сроки по каждому этапу жестко регламентированы, например, решение рейтингового комитета должно быть опубликовано в течение трех дней.

На это ЦБ обращал особое внимание, поскольку задержка с публикацией решения это повод заподозрить агентство и рейтингуемую компанию в попытках торга и манипуляций.

Одна из рекомендаций ЦБ была увеличить количество независимых членов совета директоров, что мы и сделали. Более того, председателем совета директоров будет тоже независимый директор. В самом ближайшем будущем этот вопрос будет рассмотрен на собрании акционеров.

— Ушел ли от вас кто-то на всякий случай в Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА), единственное на текущий момент аккредитованное агентство кроме вас? Они были включены в список ЦБ на несколько месяцев раньше вас, в августе.

— Пока сохранялась интрига с включением нас в реестр рейтинговых агентств, мы, конечно, ощущали беспокойство клиентов. Банки, которые получали наши рейтинги для расширения возможностей рефинансирования, могли одномоментно лишиться этих возможностей и понести существенные финансовые потери. Однако примеров, что кто-то ушел от нас по причине процесса аккредитации, нет. Большинство компаний и банков заняли выжидательную позицию, многие отложили вопрос получения рейтинга до того момента, пока не будет опубликовано решение ЦБ по нашей аккредитации.

Что касается самой клиентской базы, то в целом она последние два-три года сокращается у всех рейтинговых агентств по причине негативных процессов в экономике.

Макроэкономические факторы давят на финансовые показатели компаний и банков, мы понижаем рейтинги до уровней, которые не принимаются ни Минфином, ни ЦБ, ни Мосбиржей, необходимость в рейтинге становится ничтожной.

Кроме того, и самих компаний и банков становится меньше благодаря активной работе ЦБ по расчистке финансового сектора. Тем не менее, мы по прежнему лидируем по числу поддерживаемых рейтингов.

Сейчас рано делать прогнозы по поводу клиентской базы, поскольку с момента аккредитации прошло совсем немного времени, но уже сейчас мы ощущаем повышенный интерес крупного бизнеса, например, со стороны инвестбанков и представительств иностранных банков в России, предпочитавшие до последнего времени иметь рейтинги иностранных агентств.

— На ваш взгляд, каковы перспективы рынка рейтинговых услуг в целом? На рынке наберется восемь серьезных игроков, но пока аккредитацию получили только вы и совсем новое АКРА. Переходный период, по закону, заканчивается 13 января 2017 года. По вашей оценке, сколько агентств останется на рынке в новом году?

— Не хотелось бы делать прогнозы по количеству, но рынок в любом случае должен оставаться конкурентным. В любой отрасли монополизм снижает эффективность и качество работы, а также усиливает непрозрачность.

Однако уже сейчас можно предположить, что реестр агентств аккредитованных ЦБ будет короче, чем тот, который составлял Минфин.

— Как выяснилось, процесс аккредитации был только первым отборочным этапом и ЦБ может провести дополнительный отбор. Агентства готовы к дальнейшим ужесточением?

— Всем, кто подавал документы на внесение в реестр было очевидно, что аккредитация не подразумевает индульгенцию и карт-бланш на 10 лет вперед. Вся логика нового регулирования была в том, что за агентствами отныне будет жесткий и постоянный контроль на всех этапах. Да, мы получили входной билет, но это только первый этап, дальнейшие вопросы включения наших рейтингов в те или иные нормативные акты будут определяться конкретными решениями совета директоров ЦБ и Минфина, на основе пристального анализа конкретных методологий и для нас тут ничего нового и неожиданного нет.

— Ценовая политика агентства изменилась после начала процесса аккредитации? Было ли повышение цен и чем оно было обусловлено? Поднимите ли еще в новом году, когда станет ясно, кто уйдет с рынка?

— Регулятор и рынок заинтересованы в финансово устойчивых рейтинговых агентствах, поскольку нехватка средств усиливает зависимость от клиентов и влияет на независимость оценок агентства. Не секрет, что многие клиенты недовольные низкими рейтингами, могут угрожать уходом в другое агентство, такие прецеденты уже были.

Мы уже пересмотрели ценовую политику, если раньше наши цены начинались в районе 200 тыс. руб., то сейчас от 700 тыс. руб. и выше.

Итоговая стоимость формируется в зависимости от типа компании, ее структуры и масштабов бизнеса. Очевидно, что присвоение рейтинга крупной холдинговой структуре, куда более трудоемкий процесс, нежели рейтингование гарантийного фонда, действующего в одном регионе.

Прошлый год мы закончили с убытком, и в этом году акционеры докапитализировали агентство на 400 млн руб., благодаря чему мы укрепили наш кадровый потенциал, а также начали серьезно совершенствовать инфраструктуру. Согласно нашей стратегии, мы должны выйти на устойчивые показатели рентабельности к концу 2018 года, поэтому повышение цен неизбежно и оно уже началось. Мы не ориентируемся на прогнозы, кто уйдет с рынка, кто останется, а руководствуемся исключительно принятой стратегией развития и текущими показателями издержек и рентабельности.

— Если говорить о других прогнозах на будущий год, то как вы оцениваете устойчивость российской банковской системы России? Чего ждать в 2017 году?

— По базовому сценарию «Эксперт РА» в 2017 году портфель кредитов нефинансовому сектору покажет умеренный прирост в 6% на фоне замедления инфляции до 5%. Благодаря удешевлению фондирования, банки смогут продолжить снижение ставок, что приведет к росту всех сегментов кредитов, за исключением необеспеченных потребкредитов, где мы ждем темпы, близкие к нулю. Кредитование крупного бизнеса прибавит около 7%, МСБ – порядка 5%.

Одной из ключевых проблем банков остается слабый запас капитала для покрытия обесцененных активов даже при значительном снижении отчислений в резервы в 2016 году по сравнению с 2014-2015 годами. Созданные резервы не покрывают полностью даже уже обесцененные ссуды (проблемные и безнадежные). При этом кредитный портфель крупного бизнеса по-прежнему демонстрирует сравнительно невысокий уровень просроченной задолженности (менее 6%).

Однако, по оценкам «Эксперт РА», около 7% ссуд крупному бизнесу, реструктурированных без понижения категории качества, являются проблемными. Их резервирование может «съесть» до половины прибыли, полученной банками в 2016 году.

Не все банки смогут компенсировать эти потери за счет доходов от нового портфеля, оптимизации затрат и удешевления фондирования.

В этой связи, в 2017 году наше агентство ожидает продолжения тенденции к консолидации банковской системы, которая затронет и крупные банки. По-прежнему большую роль в этом процессе будут играть санации и уход слабых игроков с рынка.