У властей появились «большие вопросы» к бывшему руководству «Башнефти». Об этом сообщил во вторник полпред президента в Приволжском федеральном округе (ПФО) Михаил Бабич на итоговой пресс-конференции в Нижнем Новгороде.
«Я сейчас не хочу кидать камень в сторону прошлого руководства, но по крайней мере те доклады, которые сегодня идут, и та информация, которой мы сегодня владеем, показывают, что есть очень большие вопросы к эффективности работы предыдущего менеджмента», — заявил Бабич.
По его словам, в ближайшее время деятельности бывшего менеджмента «Башнефти» будет дана соответствующая оценка, в том числе и правовая.
Впрочем, судя по финансовым и операционным показателям «Башнефти», управление у компании было на очень высоком уровне, отмечает аналитик банка «Уралсиб» Алексей Кокин.
Но как раз показатели и вызывают сомнение. В компании «Роснефть», которая в настоящее время владеет «Башнефтью», отказались комментировать слова Бабича. Но ранее вице-президент «Роснефти» Михаил Леонтьев также говорил о «массе вопросов к операционной деятельности» «Башнефти». В частности, сомнения вызвала достоверность данных о темпах роста компании. Кроме того, Леонтьев указывал на взаимоотношения «Башнефти» с «ЛУКойлом». По его словам, «Башнефть» сначала продавала «ЛУКойлу» свою нефть, а затем покупала сырье у «ЛУКойла» же и перерабатывала на своих заводах.
В октябре Леонтьев предупреждал, что деятельность «Башнефти» будет подвергнута аудиту.
Один из миноритарных акционеров «Роснефти» в беседе с «Газетой.Ru» высказал мнение, что вряд ли претензии вызваны собственно показателями «Башнефти» и вообще ее операционной деятельностью. «Всех все устраивало, кроме того, «Башнефть» еще выполняла обязательства перед Башкортостаном, и здесь тоже все были довольны», — отмечает миноритарий.
Кстати, ранее власти Башкирии выступали против продажи их доли «Башнефти» (25%), мотивируя свою позицию именно тем, что компания выполняет социальные обязательства и выплачивает дивиденды в региональный бюджет.
По мнению миноритария «Роснефти», нынешние претензии к ее новому активу связаны, скорее всего, с «человеческим фактором», то есть с конфликтами групп интересов или даже отдельных персон.
12 октября 2016 года «Роснефть» закрыла сделку по приобретению 50,075% «Башнефти» за 329,6 млрд руб.
Уже 13 октября в СМИ появились сообщения о том, что в московском офисе «Башнефти» проходят обыски, сотрудники силовых ведомств проводят выемку документов.
Правда, в тот же день Михаил Леонтьев опроверг эту информацию, заявив, что шел обычный процесс приема и передачи документов.
Именно с продажей «Башнефти» связывают арест бывшего министра экономического развития Алексея Улюкаева. Он был задержан в ночь на 15 ноября якобы при попытке получения взятки в размере $2 млн за то, что способствовал выдаче министерством положительной оценки приватизационной сделке «Башнефти».
В середине августа премьер-министр Дмитрий Медведев приостановил подготовку к приватизации башкирской компании. Причины переноса сроков официально не назывались, но, по одной из версий, отсрочка была связана с тем, что в правительстве не могли договориться по вопросу, может ли «Роснефть», будучи госкомпанией, участвовать в приватизации другой госкомпании. Противоречия были окончательно разрешены в конце сентября, когда первый вице-премьер Игорь Шувалов объявил, что ограничений для «Роснефти» нет.