Пенсионный советник

РЖД хотят поблажек

РЖД намерены повысить тариф на экспортные грузоперевозки на 19,6%

Елена Платонова 24.10.2016, 22:38
Владимир Смирнов/РИА «Новости»

«Российские железные дороги» (РЖД) просят у властей послабления тарифного регулирования в отношении экспортных грузоперевозок. РЖД предлагают Федеральной антимонопольной службе рассмотреть несколько вариантов для снижения дефицита бюджета компании: от упрощения и расширения системы скидок и надбавок до полного дерегулирования стоимости экспортных грузоперевозок.

Основной лейтмотив всех посланий госмонополии — изменение регулирования тарифов на экспортные грузоперевозки. В письме в адрес главы ФАС Игоря Артемьева от 12 октября (его копия имеется в распоряжении «Газеты.Ru») президент РЖД Олег Белозеров пишет о том, что необходимо рассмотреть вопрос дерегулирования железнодорожных тарифов на экспортные грузоперевозки, которые осуществляются через российские порты.

Сейчас тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом устанавливаются в соответствии с решениями российского правительства. В этом году индексация грузового тарифа составила 9%, при этом эффективная ставка для грузоотправителя должна была быть 7,5%.

Экспортные грузоперевозки — по сути, самая доходная статья РЖД. За первое полугодие 2016 года объем экспортных перевозок составил 212,6 млн т, а сумма платежей составила 197,2 млрд руб. (41,9% от всех доходных поступлений РЖД от грузоперевозок).

«В настоящее время во всей транспортной цепочке доставки грузов на экспорт через российские порты под государственным регулированием остается только железнодорожный тариф, в то время как тарифы остальных участников формируются на договорной основе», — отмечает Белозеров. Так, нерегулируемые услуги операторов подвижного состава по предоставлению полувагонов с января по сентябрь 2016 года подорожали более чем на 70% (с 500–600 до 950–1000 руб./ваг./сут.). Увеличилась и доля перевалки в портах в общей сумме транспортных расходов — на 7–26 п.п.

В ведомстве подтвердили получение письма, ответ на него прорабатывается.

На рост доли стоимости стивидорных услуг в общей цене транспортировки экспортных грузов жалуется и вице-президент РЖД Салман Бабаев (в письме замглавы ФАС Александру Редько от 18 октября). Тариф на перевозку угля из Западной Сибири в порты Дальнего Востока на расстояние 5983 км сопоставим по размеру со стоимостью услуги перевалки в порту Восточный: железнодорожный тариф — 1012,1 руб./т, стоимость услуг перевалки в порту — 817,5 руб./т, пишет Бабаев.

Бабаев считает необходимым реализовать один из двух вариантов: либо ввести прямое государственное ценовое регулирование на услуги по погрузке и выгрузке грузов в морских портах, либо снять ограничения на установление тарифов на экспортные грузоперевозки, в том числе в рамках тарифного коридора.

Вопрос о возможном госрегулировании услуг стивидоров в портах обсуждался в правительстве все лето. Но в последнем варианте законопроекта, разработанного ФАС, предлагается не вводить регулирование, но обязать портовиков рассчитывать свои услуги в рублях, а не в валюте, как делается в настоящее время, писал «Коммерсантъ».

Впрочем, в последнем письме президента РЖД Олега Белозерова в адрес главы ФАС Игоря Артемьева от 18 октября (в ФАС подтвердили получение и этого письма), которое было отправлено после сообщения Бабаева, Белозеров уже пишет о том, что вопрос о дерегулировании экспортных железнодорожных тарифов требует дополнительной проработки, поскольку «в настоящее время на рынке железнодорожных перевозок отсутствуют признаки конкуренции».

В то же время Белозеров признает: если дерегулировать экспортный тариф и увеличить его на 19,6%, это позволит снизить дефицит бюджета РЖД.

В компании ожидают, что на конец 2016 года дефицит бюджета составит 142,4 млрд руб. За счет реализации мер тарифного регулирования может быть компенсировано «80 млрд руб. из общей суммы убытков».

Но такое резкое повышение стоимости услуг РЖД не будет соответствовать параметрам прогноза социально-экономического развития, одобренного российским правительством.

Основными методами бюджетной балансировки Белозеров предлагает сделать внесение точечных изменений в прейскурант 10-01 (стоимость услуг РЖД по перевозке грузов), а также упрощение правил применения скидок и надбавок в рамках тарифного коридора.

Под точечными изменениями в РЖД подразумевают такую индексацию железнодорожных тарифов на грузоперевозки, которая позволит сократить диспропорции между тремя классами грузов (сильнее повысить тариф для угля и зерна, чем для цветных металлов).

Помимо этого, в числе предлагаемых мер — «возможность принятия решений об изменении тарифов при перевозках нефтеналивных грузов, сжиженных углеводородных газов, контейнерных перевозках в границах тарифного коридора от «минус 50% до плюс 25% на всех поясах дальности и во всех видах сообщения», сообщал ранее «Интерфакс» со ссылкой на материалы компании.

В настоящее время РЖД вправе предоставлять скидки либо применять надбавку к действующим ставкам, установленным ФАС, в рамках ценового коридора: от минус 25% до плюс 13,4%.

Совет потребителей РЖД, в который входят компании-грузоотправители и операторы подвижного состава, негативно оценил предложения РЖД, говорится в его сообщении от 19 октября. Участники объединения предлагают РЖД найти возможность компенсировать дефицит бюджета за счет оптимизации издержек и «изыскания внутренних резервов». Также в Совете выступают за рассмотрение варианта получения госсубсидий. Впрочем, в РЖД в середине октября заявляли, что просить субсидии на 2017 год «точно не будем».

Идею дерегулировать железнодорожные тарифы на экспортные грузоперевозки не поддерживают и в Минэкономразвития.

Как сообщил «Газете.Ru» представитель ведомства, «мы выступаем за то, чтобы сделать процедуру более простой в предоставлении скидок в рамках тарифного коридора». Но и отменять экспортную надбавку МЭР также не считает целесообразной, поскольку «в этом случае экспортная надбавка будет переложена на все перевозки, в том числе и на внутригосударственные».

В РЖД не ответили на вопросы «Газеты.Ru» на момент публикации материала. Вопросы о тарифном регулировании РЖД будут рассматриваться на заседании правительства 2 ноября.